ТИПОЛОГИЯ ВЛАСТИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА
Различение власти по видам, формам и методам позволяет провести типологию власти, которая важна для ее сущностного понимания и понимания ее роли в
обществе.
В философии политики существует множество классификаций феномена власти.
В зависимости от общественной сферы функционирования выделяются следующие виды власти:
• политическая (в том числе государственная);
•
экономическая;
• Социальная;
•
военная;
•
информационная;
• правовая;
•
духовная (в том числе религиозная).
По месту (уровню) в структуре власти выделяются:
• центральная (федеральная);
• региональная (в зависимости от субъекта федерации: республиканская, краевая, областная, окружная);
• местная (муниципальная).
Согласно формационному подходу в
истории человечества выделяют рабовладельческую власть, феодальную власть, буржуазную власть, социалистическую власть и в перспективе коммунизм, при котором должно произойти естественное отмирание государства154.
Так, В.
И.
Ленин писал: «Марксизм отличается от анархизма тем, что признает необходимость государства и государственной власти в революционный период вообще, в эпоху перехода от капитализма к социализму в частности» 155.
По субъекту власти различают: классовую, партийную, народную, парламентскую, судебную, правительственную, президентскую.
По режиму правления классифицируют власти на: демократическую, авторитарную, деспотическую, тоталитарную, бюрократическую.
В современной политологической литературе выделяют следующие аспекты (измерения) власти:
• директивный аспект (власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы);
• функциональный аспект (власть как способность практически реализовывать функцию общественного управления);
• коммуникативный аспект (власть реализуется через общение и
язык).
Власть для современного человека, прежде всего, воплощается в основных регуляторах общественных отношений, каковыми являются государство и право.
154 См.: Ленин В.
И.
Государство и революция // Избранные произведения: В 4 т.
Т.
2 — М.: Политиздат, 1986.
— С.
321-410.
155 Ленин В.
И.
Новый тип государства, вырастающий в нашей революции // Избранные произведения: В 4 т.
Т.
2 — М.: Политиздат, 1986.
— С.
141.
Другими важнейшими проявлениями власти в социальном измерении являются:
• власть религии, морали, идеологии (власть духовная);
• власть общественного мнения;
• единоличная власть лидера, власть авторитета;
• финансовая и экономическая власть;
• власть мировых институтов;
• власть средств массовой информации;
• альтернативная власть криминала.
Р.
В.
Косов156 считает, что власть мировых институтов на данный момент достигла апогея и имеет реальную тенденцию к
преобразованию в мировое правительство.
По мнению А.
Н.
Данилова157, власть средств массовой информации выросла в XX веке в чудовищную силу, имеющую глобальный характер, опирается на мощную промышленность, в которой заняты миллионы людей.
Эта власть деформирует общественные науки, так что они фактически играют вспомогательную роль в механизме принятия властных решений.
Широко известно изречение Френсиса Бэкона: «Знание есть власть» 158 (некоторые ошибочно переводят его как «знание есть сила»).
Эта идея была частично развита П.
Бурдье 159 в его социологической теории власти.
Он рассматривал ситуацию, когда бедный, но образованный может повлиять на богатого, но некомпетентного то ли в качестве его советника, то ли в ранге государственного чиновника, то ли в одежде священника или судьи.
156 Косов Р.
В.
Пределы власти (история возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей).
— Тамбов: Изд-во Тамб.
гос.
техн.
ун-та, 2005.
— С.
9.
157 Данилов А.
Н.
Социология власти: теория и практика глобализма.
— Минск: Университетское, 2001.
— С.
12.
158 См.: Ашукин Н.
С., Ашукина М.
Г.
Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения.
— 4-е изд., доп.
— М.: Худож.
лит., 1987.
159 См.: Бурдье П.
Социология политики.
— М.: Socio-Logos, 1994.
Элвин Тоффлер160 дал следующую сущностную характеристику власти: «Власть существует в любых социальных системах и является важнейшей стороной любых отношений, а формы и механизмы власти изменяются с развитием общества.
Базовыми инструментами власти являются насилие, богатство и знание. Знание — это наиболее эффективный инструмент власти».
Петербургский профессор А.
И.
Юрвев161 в этом контексте выделяет феномен «наукократии», обозначающий власть знающих над незнающими, власть посвященных в тайны природы и общества над непосвященными.
Ее появление объясняется тем, что человеку на протяжении всего своего существования приходится противостоять в борьбе за выживание силам природы, бороться за первенство в царстве животного и растительного мира, соперничать в конкурентной борьбе за место в человеческом сообществе.
Другое, не менее известное изречение, приписываемое Наполеону Бонапарту: «Руководить (управлять) — это значит предвидеть» 162, — раскрывает важнейшую сущностную характеристику власти как способность к прогнозу163 последствий принятия властных решений и их практической реализации, а также способность к экстраполяции трендов 164 в управляемом процессе (объекте и внешней среде).
160 Тоффлер Э.
Метаморфозы власти.
— М.: АСТ, 2004; Тоффлер Э.
Проблема власти на пороге XXI века // Свободная мысль.
— 1992.
— № 2.
— С.
16.
161 Психология власти — 2008: Материалы Второй международной научной конференции.
14-15 января 2008 / под науч.
ред.
А.
И.
Юрьева — СПб., 2008.
— С.
15.
162 Большая книга афоризмов.
Сост.
Кондрашов А.
П., Комарова И.
И.
— М.: Рипол-классик, 2008.
— С.
1022.
163 Прогноз — научно обоснованное, вероятностное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления / Прогностика: Терминология.
— М., 1990.
164 Экстраполяция трендов — методы прогнозирования, исследующие тенденции и циклы в исторических данных, а затем, используя математический аппарат, экстраполирующие их в будущее.
(См.: там же). Западные исследователи Френч, Равен и Круглански165 в зависимости от видов источников власти выделяют следующие
сущностные аспекты власти:
Власть вознаграждения (от англ.
reward power).
Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.
Власть принуждения или наказания (от англ.
coercive power).
Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия фрустрацией того или иного мотива, и во-вторых, того, насколько А сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения В.
Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания суживается.
В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически.
Нормативная власть (от англ.
legitimate power).
Речь идет об интериоризованных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.
165 Хекхаузен Х.
Мотив власти // Райгородский Д.
Я.
Психология и психоанализ власти: хрестоматия.
Т.
2.
— Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999.
— С.
303 — 304. Власть эталона (от англ.
referent power).
Основана на идентификации В с А и желания В быть похожим на А.
Власть знатока (от англ.
expert power).
Ее сила зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
Информационная власть (от англ.
informational power).
Имеет место в тех случаях, когда А
владеет информацией, способной заставить В увидеть последствия своего поведения в новом свете.
|