СОДЕРЖАНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ № 1

Монография " Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ "Мировоззрение оказывает определяющее воздействие как на жизнь отдельного человека, так и на жизнь всего общества в целом.

А. Шопенгауэр говорил: «Каждый принимает конец своего кругозора за конец мироздания». Немецкий философ Макс Шелер363 считал, что философия всегда была делом элиты, а основанное на ней мировоззрение значительно влияет на ход истории.

При этом важнейшими социокультурными институтами, которые влияют на формирование мировоззрения, являются наука и религия. Мировоззренческой ошибкой является убеждение, что наука и религия должны противопоставляться друг другу. Слово «религия» переводится с латинского языка на русский как «взаимосвязь» и соответственно обозначает не конфессию или вероучение, а во-первых, то, что соединяет человека и Бога, и во-вторых, то, что, основываясь на первом, объединяет людей между собой (в отличие от конфессий, которые разъединяют).

В процессе постижения человеком истины наука и религия, скорее, взаимно дополняют друг друга, при условии, что ритуалы и церковные догмы остаются вне живой религии, а практика — главный критерий истины.

Великий русский ученый В. И. Вернадский утверждал: «В концепциях ученых нашего века число и числовое соотношение играют такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь еще теперь видны и живы ясные следы древней связи науки с религией. От религии же, как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука» 364.

363 Шелер М. Философское мировоззрение // Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994. — С. 12 — 13.

364 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Рольф, 2002. — С. 201.


Таким образом, можно утверждать, что наука и религия, согласно принципу дополнительности, взаимосвязаны, образуя единый живой целостный процесс познания человеком объективной реальности365. У человека есть два мира: внутренний (субъективный) и внешний (объективный). Внешний мир отражается во внутренний посредством мировоззрения (системы взглядов на мир) и предстает нам как миропонимание (система ключевых понятий о мире). В свою очередь, какое миропонимание, такие и результаты в практике жизни.

Все мировоззрения можно свести к двум разновидностям: я-центричное (когда свое мысленное древо из ключевых понятий человек строит, начиная от себя) и богоцентричное (когда свое мысленное древо из ключевых понятий человек строит, начиная от образа Божьего).

ВОЛЯ ВСЕЛЕННОЙ

При этом обращаем внимание, что, на наш взгляд, образ Бога как Высшего Разума не имеет никакого отношения к ритуалам и религиозным культам. Например, великий русский ученый М. В. Ломоносов366 был глубоко религиозным человеком, что не помешало ему стать одним из основоположников естествознания в России. Другой великий русский ученый К. Э. Циолковский, будучи убежденным материалистом, писал: «Мы доказали в „Монизме Вселенной", что космос управляется разумом (своим собственным), что благодаря этому в общей картине мира мы ничего не видим, кроме совершенного.

365 См.: Волченко В. Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. Наука — Философия — Религия. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001; Диалектика и атеизм: две сути несовместны. — Новосибирск.: Общественная инициатива, 2005; и др.

366 См.: Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. Под общ. ред. и с пре-дисл. Г. С. Васецкого. — М.: Госполитиздат, 1950; Ломоносов М. В. Преложение псалма 143; Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния; Утреннее размышление о божием величестве // Ломоносов М. В., Державин Г. Р. Избранное / вступ. ст. А. М. Пескова; прим. В. Ю. Проскуриной; ил. В. Б. Иовика. — М.: Правда, 1984. — С. 67 — 73.


Порожденная им жизнь выше человеческой»367. Известный физик, лауреат Нобелевской премии К. Гейзенберг говорил: «Даже математические законы выступают зримым выражением Божественной воли». Таким образом, научное мировоззрение не обязательно должно быть атеистичным, а религиозное — антинаучным. При этом результат я-центричного мировоззрения — «весь мир полон случайностей и представляет собой калейдоскоп непредсказуемых событий», а результат богоначального мировоззрения — «весь мир целостен и взаимосвязан причинно-следственными обусловленностями: случайностью называется непознанная закономерность». Петербургский сторонник реалистической философии пишет об особенностях отечественных форм миропонимания: «Тезис о важнейшей особенности русского человековедения, которое вытекает из особенностей Духа российской общинной и одновременно евразийской цивилизации, — это Онтология Любви и Добра, Онтология альтруизма как главного основания „вочеловечивания" человека на протяжении жизни, идеал служения общему — „общему делу" по Федотову, Богу, России, Человечеству, ноосфере по В. И. Вернадскому. Здесь проходит глубокое различие между западной (европейской, американской) и русской философиями человековедения.

367 Циолковский К. Э. Причина Космоса // Грёзы о земле и небе: научно-фантастические произведения / предисл., примеч. Ю. М. Медведева; худож. С. М. Харламов. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. — С. 306.


Если в первой делается ставка на „человек — атом", индивидуальность, то во второй, русской философии, на которую наложили свою печать духовные ценности Православия, сохранившего, в отличие от западного христианства, идеал соборности, делается ставка на самоутверждение человека в коллективе, общине, „соборе", через его любовь к ближнему, которая может подняться до высот самоотречения»368.

Я-центричное мировоззрение, характерное для человека западной цивилизации, при столкновении с новыми фактами, которые не укладываются в привычную картину мира, разрушает старый узор калейдоскопа и формирует заново новый, и так до бесконечности может обновляться картина мироздания. Такое мировоззрение иными словами называется калейдоскопичным.

ЗАГАДКИ НАШЕГО Я

Богоначальное мировоззрение дает целостный взгляд на мир в виде мозаики, которая детализируется в результате прогресса науки и развития личности как нравственной категории. Это характерно для миропонимания русского человека. Новые факты не разрушают картину мира, а дополняют и уточняют ее, приближаясь к целостности. Такое мировоззрение иными словами называется мозаичным. В. И. Вернадский писал: «В разных отраслях науки получается, по существу, различное представление об окружающем; наше общее представление о совершающихся явлениях Вселенной носит мозаичный характер»369.

С точки зрения концептуальной власти весь мир предстает пред нами как множество взаимовложенных (взаимосвязанных) колебательных процессов (событий). Биосфера — частный процесс внутри объемлющих его процессов: планета Земля, Солнечная система и так далее по нарастающей иерархии... Человечество является частью биосферы, и, следовательно, глобальный исторический процесс является частным процессом в биосфере планеты Земля.

368 Субетто А. И. Человекознание и человековедение в России (вступительная статья) // Р. А. Зобов, В. Л. Обухов, Л. И. Сугакова. Основы человековедения: человек как микрокосм: учебное пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — С. 11—12.

369 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Рольф, 2002. — С. 192.


Внутри глобального исторического процесса протекают частные вложенные процессы развития и преображения региональных человеческих цивилизаций, и так далее по нисходящей иерархии.

«Философия» по-русски означает «любовь к мудрости», или «любомудрие». Кроме мировоззренческой функции философия выполняет ряд других, включая и методологическую функцию. Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология — основа самостоятельного познания мира и самовластного общественного управления.

Социальная философия в этом плане — общая методология познания общественного мира. Следовательно, основной вопрос любомудрия — способность к предвидению последствий деятельности человеческого общества. Такой подход к философии выразил английский этнограф XIX века Э. Б. Тайлор (современник К. Маркса и Ф. Энгельса; 1820—1895 гг.)370. Он высказался о философии истории в обширном смысле как об объяснении прошедших и предсказании будущих явлений в мировой жизни человека на основании общих законов.

Основным средством первого приоритета обобщенных средств управления обществом является язык как средство кодирования информации и как средство коммуникации. Великий русский писатель И. С. Тургенев предупреждал нас: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

370 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. — С. 21.


Русский язык — это основа отечественной культуры. Не случайно одно из определений понятия «язык» означает «народ» (например, выражение «притча во языцех»), а языческая вера соответственно означает народную веру. Язык — это не просто система общения, это прежде всего способ мышления, хранитель мудрости наших предков, способ отношения к миру, выражение народного характера и его нравственности.

Философ В. С. Соловьев отмечал, что в западноевропейских языках нет даже отдельных слов для различения понятий «сознание» и «совесть». «Язык», «менталитет», «национальный дух» — все эти понятия непосредственно влияют на мировоззрение человека и общества. В середине XX века, вслед за Мартином Хайдеггером371, Ханс-Георг Гадамер 372 сформулировал тезис о том, что специфика языка обусловливает самобытность мышления, а через самобытность мышления — содержание человеческого сознания. Петербургский профессор В. В. Колесов дает следующую трактовку взаимосвязи языка и национальной ментальности: «Ментальность есть миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» 373. Академик А. А. Кокошин, указывая на определяющую роль русского языка в становлении русской нации, пишет: «Как правило, современные нации имеют определенную языковую и культурную доминанту.

371 См.: Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / пер. А. Г. Чернякова. Спб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

372 См.: Гадамер. Г.Г. Истина и метод / пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988 и др.

373 Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова...». — СПб.: Златоуст, 1999. — С. 149.


Ослабление такой доминанты рассматривается как угроза утраты национально-культурной идентичности. Для нас такой доминантой является русский язык, особенно русский литературный язык, язык „высокого стиля", сформировавшийся в основном к середине XIX века. Язык, в свою очередь, по Д. С. Лихачеву, — это одно из главных проявлений культуры; это не просто средство коммуникации, но и прежде всего творец, созидатель» 374. Мировоззренческий приоритет позволяет различать частные процессы в их взаимосвязях и иерархиях, как в жизни отдельного субъекта, так и в жизни всего общества в целом. Только на мировоззренческом приоритете обобщенных средств управления обществом можно правильно решить любую возникающую проблему. При этом устойчивость во времени результатов социального управления максимальна на первом приоритете, так как она основывается на самых глубинных слоях психики человека, которые, как правило, остаются стабильными в течение всей его жизни.

В качестве промежуточных выводов исследования отметим, что Концептуальная власть возможна только по полной функции управления с использованием всех приоритетов обобщенных средств управления обществом. От первого к шестому приоритету сила воздействия на общество падает, а быстродействие растет:

• мировоззренческий (методологический) приоритет;

хронологический (исторический) приоритет;

фактологический (идеологический) приоритет;

экономический приоритет;

генетический приоритет;

силовой приоритет.

374 Кокошин А. А. О «бренде» России в «диалоге культур» в эпоху постмодерна // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14 — 15 мая 2009 г. — СПб.: СПбГУП, 2009. — С. 81.


Вернуться к началу главы ...