ЯЗЫК ОБРАЗОВ
«Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым...
Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков».
«Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла.
СИНДРОМ ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА. МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА
Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.
Таков, например, термины: демократия, социализм, равенство, свобода и т.д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить их смысл» (Ле Бон).
Природа
манипуляции состоит в наличии двойного воздействия — наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору.
Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение.
Образы, как и слова, обладают психологическим значением и порождают цепную реакцию воображения.
Добавление к тексту хотя бы небольшой порции художественных зрительных знаков резко снижает порог усилий, необходимых для восприятия сообщения.
Иллюстрации делают книгу доступной для ребенка или подростка, который не мог ее осилить в издании «без картинок».
Графики и диаграммы делают статью интересной (на деле — понятной) для ученого.
Гениальным изобретением для передачи сообщений людям, не привыкшим читать, были комиксы — короткие упрощенные тексты, каждый фрагмент которых снабжен иллюстрацией.
Став важной частью массовой культуры США, комиксы в то же время были, вплоть до появления телевидения, мощным инструментом идеологии.
Можно сказать, что вся
история современной американской идеологии неразрывно переплетена с историей комиксов.
Комиксы «вели» среднюю американскую семью из поколения в поколение, создавая стабильную «систему координат».
«Американец проводит всю свою жизнь в компании одних и тех же героев, может строить свои жизненные планы исходя из их жизни.
Эти герои переплетены с его воспоминаниями начиная с раннего детства, они — его самые старые друзья.
Проходя вместе с ним через войны, кризисы, смены места работы, разводы, персонажи комиксов оказываются самыми стабильными элементами его существования».
Крупные исследования с применением ряда независимых методов показали, что в середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 миллионов человек.
Среди читателей газет 58% мужчин и 57% женщин читали в газете практически только комиксы.
Даже во время второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь — военную сводку.
Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30-39 лет.
Однако все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно.
Такой необычайно эффективный «захват» массовой аудитории комиксы смогли обеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительными образами.
Авторы комиксов вместе со специалистами по психоанализу и лингвистике разрабатывают и внедряют в сознание неологизмы — новые слова, которые моментально входят в обыденное сознание, язык массовой культуры, а затем и официальный язык.
Новаторская практика фашизма вообще сыграла очень большую роль в привлечении зрительных образов к манипуляции сознанием.
Фашисты эффективно использовали зрелища и кино. Они целенаправленно создавали огромные спектакли, в которых реальность теряла свой объективный характер, а становилась лишь средством, декорацией.
|