ВИДЫ ЦЕНЗУРЫ В ОБЩЕСТВЕ

ВИДЫ ЦЕНЗУРЫ В ОБЩЕСТВЕВ информационном поле часто слышны мнения о цензуре, причём, спектр этих мнений ширится от полного запрета всякой цензуры до жёсткой фильтрации книг, фильмов, телепередач и т.д.

Но есть ли в обществе понимание: что такое цензура? Не до конца осмыслив явление, невозможно выработать на него адекватный стереотип. Цензура всегда была, есть и будет.

Цензура и представления о ней

Цензура — комплекс мер и действий, направленных на защиту одного нравственно, морально-этически, мировоззренчески и концептуально обусловленного информационного поля определённой системы (отдельного человека, группы людей, социальной группы, государства в целом) от влияния и воздействия на него информационного поля другой, концептуально чуждой системы.

Монография - Феномен концептуальной власти: социально-философский анализЦензура, как процесс управления, может носить как структурный (директивно-адресный) так и бесструктурный характер, и направлена на выявление чуждых и деструктивных информационных элементов и модулей и недопущение их в информационное поле системы, либо их полное изъятие, либо изменение и адаптирование, которое вело бы к качественному преобразованию сути такого элемента (модуля), а в оптимальном (наилучшем) варианте — на профилактику и недопущение появления в информационном поле системы подобных чуждых элементов (модулей).

Цензура — сознательный процесс управления, задачей которого является формирование необходимого информационного модуля, вписанного в рамки выбранной идеологии.

Цензура порождена общественным взаимодействием и возникающими внутри него отношениями. Качество общества, в смысле устойчивости развития, обусловлено циркулирующей в нём информацией, поток которой может сдержать, отфильтровать и направить в нужное русло цензура, например, участвуя в формировании ценностных ориентиров. Цензура фактически может являться инструментом, используемым обществом, для достижения целей развития и сохранения существующего порядка.

Давайте рассмотрим подробней, что же это за разделение такое в обществе и каковы его механизмы.

Распространённая практика, которая присутствует в политике и общественной жизни, в бизнесе и даже дружеских отношениях. Суть этого явления в том, что те, кто не соблюдают правил, или не соответствует модели поведения, заданной в определённой группе, становятся «белой вороной», не вписываются в деятельность коллектива или, что чаще всего, в иерархию какого-либо сообщества.

Так в России отмена цензуры в 1990 году привела к ещё большему распространению западных, заведомо губительных ценностей, проникающих через популярные фильмы, книги, музыку, картины и т.п., ведущих к потере не только национального самосознания, но и превращению российского общества в безликую массу потребителей, а самой России в сырьевой придаток, обслуживающий «цивилизованные» страны.

В политике: у политического течения есть своя программа и принципы, и если у какого-то индивида под воздействием жизненной ситуации поменяется мировоззрение, то он способен огласить информацию или совершить поступок, не вписывающийся в стратегию режима и не соответствующий идеалам его (режима) представителей.

Цензура в разных политических режимах правления меняет свою форму, но не смысл. Так в «демократических» государствах цензура негласная (бесструктурная), в которой неугодные темы просто замалчиваются, в отличие от «тоталитарных» режимов, где используются полицейские (директивно-адресные) методы цензурирования. Из всего этого следует, что цензура явление безликое и управляемое, напрямую зависящее от целей управляющей верхушки и разница использования её в разных политических режимах заключается только в методах цензурирования.

Если рассматривать цензуру как процесс управления, который, в свою очередь, может быть структурным и бесструктурным, то и цензуру можно разделить на ту, что носит директивно-адресный характер и ту, которая обеспечивается путём формирования информационно-алгоритмического наполнения психик, которые бы сами себя цензурировали.

«Один немец пообщавшись с русским и поглядев на себя со стороны, выявил такое наполнение и признался: «Ваня, нам нельзя так думать!»

Обществу более знакома и понятна так называемая «классическая» цензура, когда журналисту, писателю, сценаристу либо режиссёру буквально говорится, — что можно, а чего нельзя, что можно оставить в тексте, а что должно убрать. Все тексты, статьи, литературные, музыкальные, сценические, кино- и фотопроизведения, передачи радио и телевидения, веб-сайты пропускаются через систему надзора за их содержанием на предмет соответствия либо несоответствия последнего идеологии отдельно взятой организации, партии, компании либо государства в целом.

Так, многие знают, что И. В. Сталин с карандашом в руке старался перечитывать все литературные произведения, театральные и киносценарии своего времени перед тем, как они шли в печать либо ставились на сценах театров Советского Союза, посещал театральные и кинопремьеры. Сталин прекрасно понимал важность информации, которая становится общедоступной, влияет на умы миллионов граждан и формирует их мировоззрение. И поэтому в «ручном режиме» старался пропустить через своё мировоззрение всю ту информацию, которую планировалось сделать доступной обществу страны, с целью выявления деструктивных информационных элементов и модулей для либо их изъятия, либо — изменения, которое вело бы к качественному преобразованию сути такого элемента (модуля). То есть можно утверждать, что цензура всегда нравственно, морально и этически, а в конечном итоге, по сути, — мировоззренчески и концептуально обусловлена.

Цензура Запада: невидимая и беспощадная

Страны Запада часто обвиняют Россию, Белоруссию и некоторые другие страны бывшего социалистического лагеря (Китай, КНДР, Кубу и другие) в тоталитарной сущности их государственности, в применении механизмов пропаганды и в жесточайшей цензуре, противопоставляя этому своё, так называемое «гражданское общество», в котором, как они утверждают, действует общественное и правовое обеспечение свободы слова и мнения.

Хотя, реально, на самом Западе встречаются интересные проявления цензуры, несмотря на декларацию её неприемлемости. Республиканцы очень недовольны политической цензурой своей информации со стороны демократов в свете предстоящих выборов.

В другом аспекте общественной жизни, в спорте, тоже можно наблюдать странные проявления цензуры, когда мужчинам, изменившим пол, открыты все дороги к достижению максимальных результатов, что с одной стороны, толерантно воспринимается «прогрессивным» сообществом, а с другой стороны, сопровождается молчаливым негодованием женщин-спортсменок, самоограничивающих себя в высказывании недовольства.

Давайте разбираться, так ли это на самом деле?

Существуют гласные и негласные правила. Гласные правила устанавливаются заказчиком управления директивно внутри сообщества, и тогда у индивида, который стал не согласен с «политикой партии», возникает когнитивный диссонанс и он входит в конфликт со своими коллегами. Негласные правила проявляются в виде одобрений, неодобрений руководством, коллегами тех, или иных действий, предложений. Каждый сознательно принимает правила игры в соответствии со своей нравственностью.

Думаем, многие читатели замечали примеры того, как представители Запада отказываются высказывать своё мнение по тем или иным вопросам, если оглашение этого (их мнения) идёт против общепринятого в их обществе. Они либо уклоняются от ответа, либо в открытую говорят, что не могут прокомментировать тот или иной вопрос.

Все медийные личности Запада прекрасно понимают (чувствуют), что можно говорить, а чего нельзя, даже если они считают именно так. В противном случае «нарушитель» просто «выбрасывается» из информационного поля, а в некоторых случаях из окна, и в обоих случаях о нём быстро забывают.

То есть в обществе создана жёсткая система нигде не прописанных правил поведения в политической жизни, на теле- и радиоэфирах, в написаниях статей, обязательных к применению всеми публичным людьми, политиками, журналистами, деятелями культуры и общественными деятелями.

Это своеобразная корпоративная, нигде не прописанная цензура, которая всегда остаётся в умолчаниях, но которая обязательна к исполнению.

То есть, каждому новому члену «закрытого» общества кто-то доходчиво объясняет негласные правила поведения в этом самом «закрытом» обществе. Если общество участвует в публичной деятельности, то разъясняется, что можно озвучивать «с трибуны», а какие темы лучше не затрагивать и обходить их стороной. Или определяется линия поведения в отношении того или иного феномена или факта.

Цензурирование через кадры

Один из способов осуществлять цензурирование — через подбор кадров, то есть отбирая людей с уже сложившимся требуемым мировоззрением.

Например, выбрав режиссёром театральной постановки человека с определённой нравственностью, можно ожидать, что в итоге получится информационный продукт с заданными параметрами. Пример: Кирилл Серебренников — знаменитый провокатор отечественной сцены, отметился сразу несколькими постановками «на грани фола». Его спектакль «Голая пионерка» в театре «Современник» в своё время наделал немало шума в театральных кругах. Но этого режиссеру оказалось мало. Свою постановку с названием «Человек-подушка» в МХТ имени Чехова он превратил в кровавый триллер, вобравший в себя все самые абсурдные приметы нашего времени.

Проводя цензуру путём кадрового подбора, можно не только привлекать к работе людей с определённой позицией, но и удалять таковых. Пример: Олесь Бузина.

Журналист представлял на телеэкране определённые взгляды, которые не вписывались в тренд, и устранив человека, решили и вопрос поступления в информационное поле определённой, неудобной информации.

Можно из объёма информации выделить ту часть, которая выгодна тебе, и умолчать о том, что есть и другие аргументы. Например, в протестных движениях Навального используется «школота», где у подростков ещё нет жизненного опыта, нередко не сформировано критическое мышление, но присутствует энергия менять мир. Так, позитивная энергия стремления «изменить мир» школьников, злоупотребляется «пройдохами» в своих личных целях. Подросткам сообщают не всю информацию, а только ту её часть, которая сподвигнет их на действия, необходимые организаторам протеста.

Цензурирование через систему образования

Цензура, проводимая бесструктурным способом через систему образования, может иметь своё продолжение уже в процессе осуществления человеком своей профессиональной деятельности. То есть ещё в школах, а затем и в средне-профессиональных и высших учебных заведениях на бессознательные уровни психики сгружается определённая система стереотипов, которая формирует мировоззрение, соответствующее определённой культуре определённого общества. В результате чего «на выходе» большинство прошедших через систему образования по основным, мировоззренческим (фундаментально-философским) вопросам имеют ту точку зрения (либо одну из точек зрения, допустимого в данном обществе спектра точек зрения), которую им целенаправленно (либо по недопониманию учителей) сформировали в учебном заведении.

Так, например, подавляющее большинство современных поколений жителей стран западной Европы уверены, что именно США спасли весь остальной мир от фашизма и гитлеризма.

Ниже приведён график результатов социологических опросов французов на тему: какая страна, на ваш взгляд, внесла самый существенный вклад в разгром Германии в 1945 году? (опросы проводились в 1945, 1994, 2004, 2015 годах)[ 1 ]:

Да и в целом, если обратить внимание, в каком ключе преподают сегодня историю в ряде бывших республик СССР (Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Грузии), где Советский Союз и Россия представляются извечными агрессорами и оккупантами, а представители нацистских коллаборантов перечисленных стран — борцами за их свободу и светлое европейское будущее. Это примеры цензуры, проводимой посредством системы образования.

В итоге, общество получает кадровую базу, во всех сферах его жизнедеятельности, сформированную с той или иной системой стереотипов, с тем или иным мировоззрением, сообразно которым, эти «кадры» и будут излагать свои мысли, в том числе и в статьях, литературных и музыкальных произведениях, в кино- и театральных сценариях, осуществлять свою профессиональную и политическую деятельность, да и вообще будут шагать по жизни.

Следовательно, при необходимости осветить ту или иную проблему под необходимым «заказчику» углом ничего и никому указывать и диктовать не надо. Необходимо просто доверить раскрытие той или иной проблематики определённому «кадру» с определённым мировоззрением.

Раскроем это явление на примере творчества американского писателя Дэна Брауна, автора серии книг, которые стали довольно популярными среди читателей, и которые легли в основу сюжетов не менее популярных фильмов: «Ангелы и демоны», «Код Да Винчи».

Но кто-нибудь из читателей задумывался, почему книги именно Дэна Брауна получили такую популярность во всём мире, издаются огромными тиражами и ложатся в основу сценариев популярных фильмов? Ведь в мире можно найти не один десяток не менее талантливых писателей. Но «раскрутили» и сделали знаменитым именно Дэна Брауна. Почему?

Напомним читателям, что одной из важнейших актуальных «проблем» для мировых элит является неуклонный рост населения. Так в 1920 году общая численность населения планеты Земля составляла менее 2-х миллиардов человек, а сто лет спустя, в 2019 году — приближается к отметке в 8 миллиардов.

«Если бы я перевоплотился, то хотел бы вернуться на землю вирусом-убийцей, чтобы уменьшить человеческие популяции». Принц Филипп, герцог Эдинбургский, соучредитель и президент Всемирного фонда дикой природы (в 1981-1996 гг.)

И вот совпадение, одно из последних произведений уже «раскрученного» писателя, — «Инферно», опубликованное 14 мая 2013 года, а в 2016 году состоялась премьера одноимённого фильма, — затрагивает именно эту проблематику. Благодаря такому мистическому «совпадению» проблем, стоящих перед мировыми элитами, и тем, как их искусно и захватывающе, а самое главное — в нужном для элиты ключе, описывает автор, — он является для них ценнейшим «кадром» и именно в этом мистическом «совпадении» кроется секрет его стремительного успеха.

Цензурирование через финансирование

Ещё один способ бесструктурного цензурирования — финансовый. Если обратить внимание и отследить, на какие театральные постановки, фильмы, телешоу и другие популярные программы последние 30 лет выделяются многомиллиардные бюджетные средства, то мы сможем воочию увидеть, как на практике работает механизм бесструктурной цензуры осуществляемой посредством целевого финансирования и кадровой политики.

Это и «популярные» телевизионные проекты Андрея Малахова, Ксении Собчак, всевозможные «Comedy club», «Уральские пельмени» и другие передачи и телешоу, на которых поднимаются, обсуждаются и как бы высмеиваются самые низменные человеческие страсти и пороки. То есть целенаправленно, уже на протяжении более двух десятков лет в бессознательное миллионов телезрителей сгружается весь этот информационный деструктивный «мусор», опуская народонаселение страны до уровня животных и зомби.

Почему на телеэкранах отсутствуют театральные постановки, балет, опера, которые были популярными в советское время? Почему отсутствуют телепередачи, посвящённые жизни и творчеству русских писателей, поэтов, художников, музыкантов, во время которых обсуждались бы их жизненный и творческий путь, раскрывались тайны либо зашифрованные в их произведениях послания, которые они отправляли в века всем последующим поколениям?

В бизнесе, где главенствует «гешефт» — прибыль не может быть поставлена ниже, чем идеалы человечества, наша природа, религия, а соответственно люди, которые не следуют идеалу получения максимальной прибыли не могут быть успешными в бизнес среде и отторгаются «системой».

Внутренняя цензура

До этого мы описывали цензуру, которую можно назвать «внешней», так как она обращена на окружающих, а теперь обратимся к внутренней цензуре, или самоцензуре. У каждого есть свой внутренний цензор, который определяется мировоззрением и культурными установками. Например, многие могут выражаться нецензурно в компании друзей, но при родителях не позволяют себе матерных слов. Включается внутренний цензор.

Или возьмём пример пьющего и не пьющего человека. Почему пьющий не принимает доводы оппонента? Какие установки в его психике не позволяют ему изменить своё поведение?

Человек пьющий, знает о вреде яда, но ему так удобней уходить от решения проблем и стрессов в трансовое состояние. В первую очередь эта привычка говорит о недостатке силы воли решать жизненные проблемы другими методами. Пьяный человек не слышит голос совести. Творческий потенциал не может быть реализован. На втором месте стоит зомбирующее влияние субкультуры употребления алкоголя: это и показное демонстрирование «понтов» начинающими алкоголиками; «крутость» употребления элитных напитков в «особенной» обстановке; «поддержание дружеских традиций», а иначе «дружба» исчезнет (на самом деле её уже давно и нет).

Внутренние убеждения пьющего человека будут «пропускать» к обработке только информацию, которая не сможет изменить привычки, это такая внутренняя цензура, стоящая на защите устоявшихся норм поведения. Исходит она, скорее всего, из эгрегора пьющих, из его блока защиты.

В выработке правил и норм поведения, в изменении своего мировоззрения, человек принимает участие единолично, но под воздействием входящей информации. Эти его личные убеждения и являются внутренним цензором, который определяет любые «внешние» проявления цензуры.

Участвовать в безнравственных событиях, закрыв глаза на голос совести, а по сути, солгать себе — распространённое явление наших дней и корень многих индивидуальных и социальных проблем. Важно не только проявлять Волю в достижении благонамеренных целей, но и не менее важно волевым решение НЕ участвовать в событиях, которые по сути безнравственны.

Заключение о цензуре

Цензура всегда была, есть и будет. Какими бы способами она не проводилась, она всегда будет отсекать информацию, которая не укладывается в рамки принятой идеологии государства, предприятия, социальной группы, семьи и т.д. Поскольку цензура относиться к третьему приоритету обобщённых средств управления, её необходимо принимать во внимание и учитывать при выработке решения по жизни.

Для этого необходимо учиться определять идеологию в любых процессах, происходящих вокруг. Это поможет понять, в какую сторону пытаются направить развитие тех, или иных событий, какой информационный модуль сформировать. Кроме того, у каждого человека должны быть свои идеалы по разным вопросам, и сопоставляя входящую информацию с ними, можно формировать своё отношение к ней, строить свою жизнь соответственно своим идеалам. А если говорить, используя терминологию теории управления, то поскольку неопределённое внешнее управление может быть и агрессивным по отношению к суперсистеме и её элементам, то вопрос о различении источников внешних информационных потоков в процессе самоуправления суперсистемы — вопрос № 1 всегда.

Источник: Школа аналитики - https://analitikishkola.ru/stati/cenzura/

Опубликовано: 3.04.2020


Вернуться к началу статьи ...