В философии политики по способам осуществления власти различают явную (эксплицитную) и неявную (имплицитную) власти.
Проявлением явной власти будет ситуация, когда X совершенно определенным образом, не допускающим разночтений, укажет
У, что ему надлежит делать (или, напротив, не делать).
При проявлении неявной власти У делает то, чего желает
X, но без прямого указания с его стороны.
В этом случае возможны два варианта:
1.
У знает (или догадывается), чего хочет Х, и в силу разных причин выполняет это желание без самого факта отдачи приказания.
Примером имплицитной власти может быть желание объекта власти угодить субъекту власти и т.п.
2.
У не знает, чего хочет Х, но его вектор целей вписан в объемлющий вектор целей
Х, или попросту на данном этапе их желания совпадают.
При этом в конечном счете желаемый результат получит не У, а Х, так как У выполняет предписанную функцию в сценарии Х.
Данный вариант уже относится к проявлению концептуальной власти (например, У одержим жаждой наживы и запускает пивной бизнес в регионе, а Х хочет, чтобы трудовой потенциал региона деградировал для очистки жизненного пространства региона в своих целях, о которых У не задумывается).
Второй вариант имеет отношение к бесструктурному способу управления.
С точки зрения методологии ДОТУ существуют два основных способа управления: структурное (функциональное штатно-должностное расписание) и бесструктурное (виртуальные самоорганизующиеся системы) управление.
Они отличаются друг от друга следующими признаками:
• наличием до начала процесса управления готовой структуры (структурное управление)
или возникновением в процессе управления самоорганизующихся виртуальных «структур»
(бесструктурное управление);
• функциональное предназначение элементов структуры либо изменяется в процессе управления
(бесструктурное управление), либо нет (структурное управление);
• распространение информации в структуре либо целенаправленно-адресное (структурное управление),
либо циркулярно-безадресное (бесструктурное управление).
В ходе развития долгосрочного социально-политического процесса структурное управление выкристаллизовывается из бесструктурного управления.
В жизни общества наиболее эффективно работает смешанное управление, которое сочетает в себе оба способа.
При этом в творческих сферах (искусство, научно-исследовательская деятельность и т.д.) доля бесструктурного управления значительно выше, чем в государственных и силовых сферах, но не является преобладающей.
А в деятельности концептуальной власти преобладание бесструктурного управления над структурным является ее определяющим свойством.
Бесструктурный способ управления опирается на статистические закономерности и вероятностные предопределенности в поведении объекта управления и факторов внешней среды.
То есть для его применения необходима устойчивость по предсказуемости реакции объекта на управляющее воздействие и изменения давления факторов внешней среды (природно-географические условия, внешнеполитическая и социально-экономическая ситуации, социокультурная среда).
Американский политолог Джозеф Най, рассматривая феномен soft power,
пишет: «Гибкая власть страны базируется главным образом на трех ресурсах: ее культуре (в тех странах, где она привлекательна для других), ее политических ценностях (когда она действует согласно им у себя дома и за рубежом) и ее внешней политике (когда она рассматривается как легитимная, имеющая моральный авторитет)»311.
Таким образом, правящие круги США бесструктурно влияют на другие страны, добиваясь своих долгосрочных целей во внешней политике.
311 Най Дж.
С.
Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике / пер.
с англ.
В.
И.
Супруна.
— М.: Изд-во «Фонд социо-прогностических исследований „Тренды"»,2006.
— С.
37—38.
В.
А.
Ефимов312 считает, что феномен концептуальной власти состоит в том, что она автократична (т.
е.
самовластна) по своей природе, ее никто не выбирает.
Наблюдатель, не имеющий понятия о бесструктурном способе социального управления, увидит лишь фрагменты полной системы управления, в той части, где эта система представлена конкретными структурами.
Концептуальная власть действует, как правило, имплицитно и бесструктурно, зачастую прикрываясь официальной властью и от ее имени.
Таким образом, работает ее главный принцип: «Каждый в меру своего понимания развития процесса работает на себя, а в меру своего непонимания (либо недопонимания) на того, кто понимает больше его, то есть на концептуальную власть».
Концептуальная власть осуществляется, как правило, по схеме управления «предиктор — корректор»313 («предсказатель — поправщик»).
Такое управление строится на основе прогнозирования (в самом процессе управления) поведения замкнутой системы, исходя из информации о текущем и прошлых состояниях системы и воздействии на нее окружающей среды.
Данная схема за счет того, что в ней обратные связи (см.
Рис.
1) в процессе управления замкнуты через прогнозируемое будущее (а не через настоящее, как в других схемах: программного и программно-адаптивного управления) и вектор ошибки управления минимизируется по завершению каждого цикла полной функции управления, позволяет сохранять высокое качество управления в быстро меняющейся внешней среде за счет снижения времени запаздывания системы управления при ее реакции на все внешние и внутренние факторы.
312 Ефимов В.
А.
Концептуальная власть: Просто о системных механизмах разорения России / В.
А.
Ефимов.
— СПб.: «Общественная инициатива», 2003.
— С.
16.
313 См.: Достаточно общая теория управления.
Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (1997—2003 гг.) — Новосибирск, 2007.
— С.
85—87.
Кроме того, существуют Социальные процессы, в которых срыв управления может привести к необратимому краху всей цивилизации, поэтому схема «предиктор — корректор» позволяет, накапливая статистику явлений, выявлять заблаговременно тенденции и формировать на их основе управляющее воздействие, сводящее к нулю потенциальные ошибки управления.
Концептуальная власть всегда работает в упреждающем режиме, обеспечивая устойчивость по предсказуемости.
Она начало и конец всех контуров управления, высший из видов внутриобщественной власти.
Применение инструментария концептуальной власти базируется на том, что она автократична и реализуется как власть над обществом определенной концепции, по которой осуществляется общественное самоуправление.
Для обыденного сознания отсутствие управляющей структуры создает иллюзию неуправляемости социального процесса, а схема управления «предиктор — корректор» известна только узким специалистам Применительно к кибернетике и автоматизированным системам управления, но не по отношению к обществу и государству.
Тем не менее схема управления «предиктор — корректор» давно и успешно применяется концептуальной властью в социально-политических процессах.
При этом роль предиктора (предуказателя) имплицитно выполняет неформализованный социальный институт концептуальной власти, а роль корректора (поправщика) — институт гражданского общества.
Современный философский Словарь по социальной философии дает следующее определение: «Гражданское общество — Социальная система, в которой функции целого осуществляются через взаимодействия автономных индивидов, т.
е.
граждан, с учетом размерности их бытия, их прав, обязанностей, возможностей, интересов.
Г.о.
как реальный „механизм" вырабатывается в ходе социальной эволюции по мере того, как стандарты человеческих взаимодействий выявляют свою подконтрольность и зависимость от сил и способностей кооперированных общественных индивидов.
Подсистемы общества, структуры, институты, Социальные позиции обнаруживают „прямую" связь с индивидуальной и совместной деятельностью людей, с ее общими измерениями.
Зависимость же индивидов от позиций, институтов и подсистем общества оказывается „обратной" связью, определяемой изменениями общества.
Т.
о.
индивидное бытие людей становится практически действующей социальной силой, обусловливающей эффективное разделение и интеграцию общества как системы связей»314.
Концептуальная власть контролирует все виды исполнительной власти в традиционных обществах.
Управляя на основе анализа возможностей и тенденций к их реализации, она никому ничего не навязывает, а лишь бесструктурно проводит в жизнь те решения, которые взращены его трудами и созрели в национальных «элитах», упреждающе заглушая и искореняя неугодные ему тенденции.
Чтобы бесструктурное управление в обход сознания было действительно эффективным, необходимо иметь информационную базу, на основе которой без вмешательства извне как бы сам собой должен идти процесс формирования стереотипов поведения вновь вступающих в жизнь поколений.
Такой информационной базой и должна была стать массовая культура, основанная на заказных сюжетах.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
314 См.: Кемеров В.
Е.
Гражданское общество // Социальная философия: Словарь / сост.
и ред.
В.
Е.
Кемеров, Т.
Х.
Керимов.
— М.: Академический Проспект, 2003.
— С 103—104.
Но ее становление в прошлом — не одномоментный акт, а продолжительный процесс, охватывающий жизнь многих поколений.
На ее формирование — написание книг, театральных пьес, картин, музыки и даже научных школ — потребовались столетия.
После того как заказная антикультура в общих чертах сформировалась, функция адаптации алгоритмики такой «социологии» переходит к интеллигенции, духовному сословию и т.д.
концептуальной власти осталось лишь корректировать все процессы, которые отныне идут как бы сами собой, «на автомате», и в своей статистической массе не выходят за рамки разработанного проекта.
Историческим примером можно привести факт агрессии методом «культурного сотрудничества», когда Русь подверглась византийской христианизации.
В силу того, что всякое общество некоторым образом управляется, концепция, в соответствии с которой протекает управление, является объективным явлением: т.
е.
она существует и действует даже в том случае, если в самом обществе эту концепцию никто не осознаёт в качестве концепции управления.
Однако психология и миропонимание людей в их большинстве таковы, что по их представлениям
управление в обществе начинается с создания разного рода структур.
Т.
е.
первые четыре этапа полной функции управления, как правило, оказываются вне их осознанного восприятия и понимания.
Тем не менее люди, способные к целеполаганию, к разработке и корректировке концепции достижения целей и методов ее продвижения в общество, представляют собой концептуальную власть в этом обществе.
И «быть концептуально властным» — это качество, отличающее в исторически известных обществах некое меньшинство в составе большинства от остального общества.
Так, например, известный английский исследователь Тойнби писал: «Все акты социального творчества являются созданием или индивидуальных творцов, или по большей мере творческих
меньшинств»315.
После того как концепция становится властной над обществом, она начинает проявляться в культуре как власть идей (идеология) над каждым индивидом и обществом в целом в виде усваиваемых с детства стереотипов поведения и отношения к явлениям внутреннего и внешнего мира, что создает у индивида иллюзию самоуправления, не ограниченного никакими факторами, кроме его личных способностей.
В силу этого обстоятельства на этапе полной функции управления, связанном с внедрением концепции в жизнь общества, может возникать идеологическая власть.
Функция идеологической власти — облечь поработительную по своему характеру концепцию в такие идеологические формы, в которых она предстала бы во мнении людей благообразной и потому приемлемой, в которых концепция не вызвала бы отторжения, а тем более — целенаправленного активного противодействия внедрению концепции в управленческую практику, вплоть до выработки и воплощения в жизнь альтернативной ей концепции.
Методологический подход к конструированию точного смысла и структуры идеологии как социального явления предложили Д.
Белл и А.
Грамши.
Термин «идеология» нельзя заменить термином «идея», поскольку его целесообразнее использовать для обозначения «превращения идей в рычаги социального действия» (Д.
Белл).
315 Toynbee A.
J.
A Study of History.
Abridgement of volumes I — VI.
New York; London, 1947.
— P.
214.
Точно так же
идеология не может отождествляться с философией, отражая, скорее, процесс популяризации философских концепций или «философских вульгаризаций, подводящих массы к конкретному действию, к преобразованию действительности» (А.
Грамши).
Идеология — продукт идеологической власти, подконтрольной власти концептуальной. Идеология — это концепция управления, изложенная в доступном для понимания народными массами виде, так, чтобы она не вызывала у них отторжения, а тем более активного целенаправленного противодействия ей.
Объектом воздействия идеологической власти является все общество, однако за исключением тех, кто сам концептуально властен и потому стоит выше власти идеологической.
Идеология нужна концептуальной власти для формирования в обществе мировоззрения людей, соответствующего избранной концепции.
Свобода от идеологий, или так называемая деидеологизация — это самообман, однако не стихийно-психологический, а целенаправленно культивируемый властью концептуальной.
Идеологию можно понимать или не понимать, принимать ее или отрицать, но члены общества всегда сталкиваются с проявлениями той или иной идеологии, представляющей собой оболочку концепции управления обществом со стороны носителей власти концептуальной.
В.
А.
Ачкасов и В.
А.
Гуторов316 считают, что сам факт отсутствия на Западе единой государственной идеологии никогда не препятствовал возникновению, развитию и совершенствованию огромного аппарата идеологической пропаганды, где заняты сотни тысяч специалистов, осуществляющих систематическую обработку идей и учений, их ретрансляцию через СМИ.
316 Политология: учебник / под ред.
В.
А.
Ачкасова, В.
А.
Гуторова.
— М.: Высшее образование, 2007.
— С.
440.
Эта новая Социальная группа, выполняющая функцию, свойственную в древности жрецам, входит в верхний слой правящей элиты и поэтому кровно заинтересована в том, чтобы поддерживать и наращивать свое влияние.
Идеологическая власть концептуально безвластна, поскольку она только приспосабливает концепцию к конкретным исторически сложившимся обстоятельствам и неспособна к разработке концепции.
В этом процессе реализуется структурный способ управления, основанный на персонально-адресном распределении информации.
Но структурный способ управления (основанный на деятельности государственных и негосударственных постоянно развернутых или временных структур однократного применения) также является и основой для организации бесструктурного управления.
Инструментом бесструктурного управления, основная задача которого — формирование определенного общественного мнения по всем вопросам, давно уже является книгоиздательство.
Еще в 1961 г.
начальник управления специальных операций ЦРУ сказал: «Книги отличаются от всех иных средств массовой пропаганды прежде всего тем, что даже одна книга может значительно изменить отношение и поведение читателя в такой степени, на которую не могут подняться ни газеты, ни радио, ни кино...
Это, конечно, верно не для всех книг, и не всегда, и не в отношении всех читателей, но это случается достаточно часто.
Поэтому книги являются самым важным орудием стратегической пропаганды»317.
В 1976 г.
в США были оглашены данные, согласно которым до 1967 года «значительно более 1 000 книг» было подготовлено, субсидировано или одобрено ЦРУ, а в последние несколько лет таким образом было выпущено еще 250 книг.
В «правовом» «демократическом» государстве США сенатская комиссия так и не смогла добиться от ЦРУ списка книг, изданных при его поддержке318.
Т.
е.
даже Сенат США не должен знать, где и как рождаются «его» мысли о политической стратегии и действительно вырабатывается политический курс.
В XXI веке главный инструмент бесструктурного управления обществом — это средства массовой информации, и в первую очередь, телевидение и Интернет.
В силу своей способности внедрять одинаковые образы в сознание миллионов людей телевидение и всемирная сеть могут усреднять перспективы, знания, вкусы и желания людей, делать их под заказ и интересы, которые остаются за кадром.
Спутниковая связь позволяет телевидению достигать тех мест нашей планеты, которые до недавнего времени были свободны от его влияния.
Всемирная компьютерная сеть Интернет — порождение Нового века.
Ее информационное пространство возможно контролировать, но не так же легко, как телевидение.
Кроме того, запускать в Интернет информацию или снимать с него нужную информацию и обмениваться ею в относительно свободном режиме пока доступно большинству пользователей.
Это обстоятельство создает предпосылки для реализации многих общественных инициатив и широкого общественного самоуправления.
317 Яковлев Н.
Н.
ЦРУ против СССР.
— М.: Правда, 1985.
— С.
181 — 182.318 Там же.
Главная проблема демократического устройства общества не в способах и сроках голосования, и даже не в совершенствовании демократических процедур.
Главная проблема построения истинного народовластия — в построении такой организации жизни общества, при которой самовластие концептуальной власти доступно всем.
Для решения этой задачи государству необходимо создать в обществе такие условия, чтобы каждый человек имел возможность получить сколь угодно высокое и качественное образование, при строгом соблюдении доступности образования по единственному критерию — здоровой нравственности.
Так, например, Д.
Фонвизин говорил: «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло.
Просвещение возвышает одну добродетельную душу» 319.
В.
Шекспир говорил: «Вся наша жизнь — это театр, и мы в нем — актеры».
С точки зрения такой аллегории, сценаристы, обладающие максимальной свободой и находящиеся вне сцены, — это Концептуальная власть, режиссеры (постановщики готового сценария) — идеологическая власть, актеры (минимум свободы в рамках отведенной роли) — политики, а зрители (могут лишь только хлопать в ладоши либо освистывать) — электорат.
В таком описании это упрощенная модель толпо-элитарного
общества.
В качестве промежуточных выводов исследования отметим, что Концептуальная власть как надгосударственная система управления обществом представляет собой цивилизационный, т.
е.
наивысший уровень социального управления, она автократична (самовластна) по своей природе и действует вне демократических процедур.
319 Философская Мысль в афоризмах ГУ — ХVIII веков.
Сост.
Л.
Е.
Лавренова.
— СПб.: Паритет, 2005.
— С.
207.
Содержательная сторона концептуальной власти неразрывно связана с понятием способов управления концептуальной власти:
• Концептуальная власть осуществляет управление бесструктурным способом;