МАНИПУЛЯЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ
Известный русский историк В.
О.
Ключевский еще в конце XIX века предостерегал общество от возможности и манипулирования общественным сознанием.
Он писал: «Истина проводится в наше сознание, подобно запретным заграничным товарам, контрабандой, под ярлыком лжи или шутки; зато под видом заграничным мы беспошлинно получаем от своих поставщиков-прозводителей чистую ложь или озорство совершенно домашнего кустарного изделия» 296.
Одним из основных способов управления концептуальной власти является
манипуляция общественным сознанием.
Она предполагает способность субъекта управления осуществлять скрытое влияние на объект управления.
В отличие от других способов осуществления власти, когда публично декларируются намерения (нередко и в письменной форме), при манипулировании акторы воздействуют друг на друга, не оповещая о своих желаниях и целях, т.
е.
объект не осознает, что на него оказывается давление.
При манипуляции нет субъекта, отдающего приказ, и нет самого официального приказа в явной форме.
В.
Г.
Ледяев 297 считает, что новые возможности в использовании манипуляции возникли в связи с современными открытиями в области биологии и психологии.
Воздействие на мозг с помощью лекарств и электронных средств с целью изменения сознания и эмоций человека дает субъектам власти мощные инструменты скрытого контроля над психикой людей и их деятельностью.
296 Ключевский В.
О.
Афоризмы и мысли об истории // Собрание сочинений: В 9 т.
— М.: Мысль, 1990.
— Т.
9.
— С.
378.
297 Ледяев В.
Г.
Власть: Концептуальный анализ.
— М.: Рос.
полит.
энциклопедия, 2001.
— С.
293.
В настоящее время в общественной, экономической и политической сферах деятельности активно развивается направление нейро-лингвистического программирования (НЛП)298, которое также может использоваться субъектом социального управления для манипуляции объектами социального управления.
Учитывая опасность этих технологий в случае их бесконтрольного применения в обществе, западный исследователь Д.
Ронг299 считает манипуляцию самой бесчеловечной формой власти, даже более бесчеловечной, чем физическое принуждение, где жертва по крайней мере знает, что является объектом чьей-то агрессии.
Ю.
В.
Пую, подчеркивая анонимность манипулятора, пишет: «На групповом уровне манипулятор использует в своих интересах особенности группового поведения индивидов, их взаимодействия, взаимозависимости.
Подчинив своей воле группу, манипулятор присваивает себе возможности этой группы.
Он идентифицирует себя с ней, действует от ее имени, но в своих интересах.
Зачастую трудно понять, где истинный лидер группы, а где манипулятор, использующий ее для решения своих задач.
Манипуляции на уровне группы открывают больше возможностей, чем это имеет место в рамках межличностной манипуляции, поскольку в случае успеха он может получить доступ к ресурсам, которыми обладает группа, и использовать их в своих интересах.
С другой стороны, он всегда может переложить ответственность за свои действия на группу в целом или на отдельных ее членов.
Для того чтобы манипулировать группой, вовсе не обязательно быть ее лидером» 300.
298 См.: Дилтс Р.
Фокусы языка.
Изменение убеждений с помощью НЛП.
— СПб.: Питер, 2002; Дилтс Р.
Моделирование с помощью НЛП.
— СПб.: Питер, 2000; и др.
299 Wrong D.
H.
Power Its Forms, Bases and Uses.
With a New Preface.
— Oxford: Basil Black-well, 1988.
— P.
30.
300 Пую Ю.
В.
Антропология манипулирования / Ю.
В.
Пую // Вестник ЛГУ им.
А.
С.
Пушкина: науч.
журн.: серия «Философия».
— 2010.
— № 2.
— Т.
2.
— С.
65.
Мы считаем, что основные технологии манипуляции общественным сознанием применяются вне использования психотропных препаратов,
психотронных генераторов и других достижений в биологии, химии или технике, то есть не на материальном уровне, а на уровне идеального, общественного сознания (двойные стандарты, подмена понятий и т.п.).
Схема манипулирования общественным сознанием представлена на Рис.
3 301.
Рис.
3.
Схема манипулирования общественным сознанием Если вы находитесь в положении верхнего человека, то рано или поздно, путем проб и ошибок, но вы обязательно дойдете до истины302.
Если вы находитесь в положении нижнего человека, то вам предстоит трудная задача выбирать из двух зол меньшее.
301 Ефимов В.
А.
Основы системного управления в условиях глобализации.
— СПб, 2006.
— С.
9.
302 Истины вообще, то есть абстрактной, не бывает.
Истина всегда конкретна, она обязательно имеет время, место, действующих лиц и обстоятельства, то есть она, всегда имеет отношение к конкретному процессу (явлению).
Но до истины вы не дойдете, даже если попытаетесь найти ее где-то «посередине».
По этой схеме веками реализуются манипуляции малосодержательными без контекста, парными терминами, с приданием им ярко выраженных надуманных противоположных оценок с позиции «хорошо — плохо».
Вначале идет подталкивание маятника общественного сознания в сторону пункта «Ложь № 1».
Но по ходу истории развитие в этом направлении объявляется ошибочным и маятник направляется в сторону пункта «Ложь № 2».
К таким парным представлениям об оптимизации управления обществом относятся связки «социализм — капитализм», «план — рынок», «демократия — диктатура», «экономическая открытость — железный занавес», «свободное общество — тоталитаризм» и т.п.
Показательно, что по такой же схеме проводится подавляющее большинство ток-шоу (круглых столов) на телевидении.
Приглашаются два «авторитета» (или две команды «авторитетов»), которые придерживаются взаимно противоположных точек зрения (научных школ и т.п.).
При этом, если развернувшаяся научная или политическая дискуссия (тем более в прямом эфире) начинает выходить за рамки маятникого сценария, ведущий телевизионной программы в зависимости от раскрученного профессионального имиджа либо бесцеремонно обрывает собеседника, либо высмеивает его, либо просто объявляет рекламную паузу, после которой «случайно» забывает продолжить конкретную логическую линию обсуждения.
Общественно полезная позиция состоит в обладании чувством меры и в умении, разорвав умышленно выстроенный порочный круг непонимания, выйти к истине, выйти на понимание неприемлемости в равной мере как одной, так и другой крайности.
Суть метода манипуляции общественным сознанием состоит в подмене, искажении и даже сокрытии ключевых понятий в жизни общества Авторский коллектив 303 под псевдонимом К.
Прутков304 писал: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».
Это не простая игра слов, а указание на то, что стереотипы мышления наиболее сложно поддаются изменению, но именно это свойство сознания человека и используется для манипулирования им и обществом.
Человек мыслит только сформированными им лично понятиями, то есть если у человека отсутствуют определенные понятия о важных явлениях в жизни, то эти явления как будто не существуют для него.
Это означает, что некоторые вещи для одного человека — очевидная реальность или само собой разумеющееся, а для другого они же — загадка, не имеющая ответа и объяснения, т.
е.
мистика.
В процессе развития и взросления ребенка идет формирование его понятий о мире.
Если ключевые понятия у него не сформированы или сформированы искаженными, то он становится заложником своего неведения и тех людей, кто понимает больше него:
«Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру своего непонимания на того, кто понимает больше его».
Обратимся к афоризму К.
Пруткова и задумаемся: а что имеется в виду? Если два разных человека воспитывались в разных мировоззренческих системах, то преимущества не у более талантливого, а у того, кому помогали сформировать у себя ключевые понятия и при этом не подавляли его творческого начала кодирующей зубрежкой.
303 Братья Алексей (1821 — 1908 гг.), Владимир (1830—1884 гг.) и Александр (1826 — 1896 гг.) Жемчужниковы и их двоюродный брат поэт Алексей Константинович Толстой (1817 — 1875 гг.).
304 Прутков Козьма.
Сочинения.
— М.: Худож.
лит., 1976.
— С.
117.
Для того чтобы в контексте данной работы адекватно определить само слово «понятие» как основу мыслительной деятельности человека, необходимо учесть алгоритмику работы нашего мозга.
При этом важно заметить, что за нашими привычными словами стоят живые явления,
а слова только указывают на них.
Так, дзен-буддийский мудрец Дайэ еще в древности предупреждал, что слово «луна» — это лишь палец, указывающий на луну, и горе тому, кто перепутает «палец» с Луной305.
У каждого человека есть левое и правое полушария головного мозга.
Они выполняют разные функции в мыслительном процессе человека.
Левое полушарие головного мозга «мыслит» абстрактно-логически, то есть оно «отвечает» за владение языком (в том числе и математическим) и логику.
Правое полушарие головного мозга «мыслит» процессно-образно, то есть оно «отвечает» за восприятие образов и процессов в их полноте и целостности.
Конечно же, левое и правое полушария головного мозга должны работать согласованно и гармонично.
Для этого оба полушария имеют не только физиологическую связв, но и должны быть одинаково хорошо развиты.
Посредством шести306 органов чувств в правом полушарии головного мозга возникают субъективные образы объективного мира или ощущения.
Эти образы — наши чувства, проникнутые интеллектом, то есть восприятия и представления.
Они могут быть простым набором неупорядоченной информации, а могут иметь стройную систему взаимосвязей между собой.
Тогда такую систему называют мировоззрением.
305 См.: Судзуки Д.
Т.
Основы дзэн-буддизма.
— Бишкек: Одиссей, 1993.
306 Пять органов чувств плюс чувство меры предопределения развития бытия как основа интуиции. А «называет» каждый образ по отдельности своим словом или словосочетанием и всю их совокупность в целом в виде языка общения именно левое полушарие головного мозга.
Так в нашем мозге возникает понятие.
Понятие — это постоянное взаимное соответствие между образом и его лексическим выражением (словом или словосочетанием), то есть это устойчивая во времени взаимосвязь между полушариями головного мозга, возникающая при столкновении разума человека с каким-либо явлением.
«Логический Словарь» так определяет термин «понятие»: «...это целостная совокупность суждений, т.
е.
мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта»307.
Любой человек мыслит понятиями, которые формируются под воздействием культуры общества, средств массовой информации и
образовательного процесса как неразрывного единства обучения и воспитания.
Понятие возникает лишь как единство слова и образа того явления, которое кроется за этим словом.
Именно поэтому важно самому формировать адекватные понятия об общественных явлениях, иначе за вас их сформируют политтехнологи (русская народная пословица гласит: «Чужим умом не проживешь»).
307 Кондаков Н.
И.
Понятие // Логический Словарь.
— М.: Наука.
— 1971.
— С.
393.
Одной из важных целей образовательного процесса является помощь молодому человеку в формировании ключевых в жизни общества понятий 308.
Понятие «демократия» является важнейшим в понимании жизнеустройства общества с античных времен.
Сегодня демократия — самая популярная тема для обсуждения в СМИ и спекуляций в политических технологиях309.
Так, например, С.
Г.
Кара-Мурза считает, что «манипуляция — способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения.
Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.
Уже из этого очень краткого определения становится ясно, что манипуляция сознанием как средство власти возникает только в гражданском обществе, с установлением политического порядка, основанного на представительной демократии.
Это демократия западного типа, которая сегодня, благодаря промыванию мозгов, воспринимается просто как
демократия — антипод множеству видов тоталитаризма.
На самом деле видов демократии множество (рабовладельческая, вечевая, военная, прямая, Вайнахская и т.д.
и т.п.)» 310.
Если коснуться истории вопроса по существу, то понятие «демократия» в переводе с греческого означает «народовластие», или власть народа.
Власть — это реализуемая на практике способность к социальному управлению.
Управление — это способность к целеполаганию, определению способа достижения цели (т.
е.
определению концепции) и собственно достижение избранных целей согласно определенной концепции.
308 Солонько И.
В.
Воспитание студенческой молодежи в XXI веке // Культура и образование в XXI веке: теоретические аспекты: материалы междунар.
науч.-практ.
конф., 30 янв.
— 01 февр.
2008 г.
— СПб.: СПбГАУ, 2008.
— С.
101 — 102.
309 См.: Зыкин Д.
Власть, элита, народ: подсознание и управляемая демократия.
— М.: Самотека, 2007 и др.
310 Кара-Мурза С.
Г.
Манипуляция сознанием.
— М: ЭКСМО, 2007.
— С.
22.
Таким образом, в нашем понимании демократическое общество — это такое общество, в котором народ может на практике достигать оглашённых целей посредством известной всему обществу
концепции управления. При современном уровне общественного развития, культуры мышления и гражданского правосознания истинная демократия — это реальность далекой перспективы, к которой, безусловно, нужно стремиться уже сегодня, но ее нельзя достигнуть без собственной концептуальной власти как института цивилизационной самоорганизации и самоуправления.
|