СОДЕРЖАНИЕ

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Монография " Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ "Способы управления концептуальной власти289 нашли свое отражение в политических технологиях. А. Ф. Нагайчук290 полагает, что политические технологии проявляются в качестве неких матриц социально-политического взаимодействия, социально обусловленных и зависимых от сложившейся конфигурации интересов в обществе, институциональной структуры политики.

289 См.: Солонько И. В. Идея концептуальной власти и ее способов управления обществом // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: науч. журн.: серия «Философия». — 2009. — № 3. — Т. 2. — С. 211 — 219.

290 Нагайчук А. Ф. Социальные основы функционирования технологии в политике: эскиз методологии исследования // Философские науки: спец. вып. «Филос. Петербург»: прил. к журн. «Филос. науки»; М-во образования РФ, Акад. гуманитар. исслед. — М.: Гуманитарий, 2004. — С. 565.


Социальные интересы предстают в качестве основы любой политической технологии демократического общества.

Технологии осуществления социальных интересов являются политическими и представляют собой завершающий этап технологизации активности социальных акторов в политической сфере. Концептуальная власть, отслеживая тенденции общественной жизни (в основе которых лежат социальные интересы), поддерживает те тенденции, которые соответствуют принятой концепции, и подавляют остальные тенденции, которые потенциально или реально противоречат избранной концепции управления обществом.

Суть метода концептуально-властного управления обществом состоит в том, что в общественное сознание внедряются стереотипы восприятия объективной реальности (нормы поведения, ритуалы, религиозные представления, политические пристрастия и т.д.), которые либо позволяют людям самостоятельно сформировать методологию управления (либо самоуправления) в нужном сегменте общества, либо не позволяют — для остальных сегментов общества.

То есть в обществе происходит дозированное распространение знаний в части, касающейся так называемой элиты, и неполноценные либо искаженные знания для всех остальных людей. Примером чему может служить калейдоскопическое клиповое сознание, культивируемое западной популярной массовой культурой для большинства молодежи через СМИ (в отечественных массмедиа — телеканал «MTV», «Mus BOX», отчасти «ТНТ» и др.).

Культура, как информация, передаваемая энергетически от поколения к поколению, является основным средством, с помощью которого реализуется рассмотренный выше метод управления толпо-элитарным обществом.

Для современной культурологической мысли это модель постмодернистской культуры 291. Формирование необходимой информационной среды для реализации метода — это уже удел идеологической власти. Она создает мифологию — систему взаимосвязанных мифов об устройстве мира, об иерархии богов, месте человека в мироздании. Затем мифы и мифология становятся достоянием искусства как формы культуры, и деятели искусства придают мифам, по словам Мэнли П. Холла292, «изысканную форму и делают их доступными для публики».

В. А. Ачкасов и В. А. Гуторов 293 считают, что политический порядок — это прежде всего ментальный порядок, и политические структуры существуют по большей части в виде социальных представлений, инкорпорированных в сознание людей. Вполне уместно в данном случае проведение аналогии с осуществлением так называемого коллективного бессознательного, архетипического, согласно концепциям К. Г. Юнга294, Э. Фромма 295 и др.

291 См.: Иконникова С. Н. Постмодернизм как новая парадигма в культурологии // Диалог культур и партнерство цивилизаций: VIII Международные Лихачевские научные чтения, 22 — 23 мая 2008 г. — СПб.: Изд-во СПбГУП. — 2008. — С. 189—190.

292 Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. — СПб.: Спикс, 1994. — С. 210.

293 Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М.: Высшее образование, 2007. — С. 440.

294 См.: Юнг К. Г. Личное и сверхличное, или Коллективное бессознательное. — М.: ПРИОР, 1999 и др.

295 См.: Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий: пер. с англ.; предисл. П. С. Гуревича. — М.: Айрис-пресс, 2005; Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. — М.: АСТ, Транзиткнига, 2005.


Вернуться к началу главы ...