ЗАПРЕТ НА ДОБЫЧУ РТУТИ В ДРЕВНЕМ ПЕРУ
В книге Гарсиласо де ла Вега об
истории государства инков, первое издание которой увидело свет в 1609 г. в
Лиссабоне, есть такие любопытные строки: «Короли инков знали о ртути и
восхищались ее подвижностью и движением, однако они не знали, что можно из нее и
с ее помощью делать, ибо они не нашли ей полезного применения в своих службах,
скорее, они почувствовали, что она причиняет вред жизни тех, кто ее добывал и
занимался ею, ибо они видели, что она вызывала у них дрожь и потерю сознания.
По
этой причине... они запретили законом добывать ее и вспоминать о ней; и индейцы
выполнили это столь усердно, что даже имя ее было стерто в их памяти и исчезло
из языка...»
Тяжелые металлы в средневековой медицине Старого Света
В те же самые времена
отношение к живому серебру в Старом Свете было совершенно иным — ему и некоторым
другим металлам приписывались целебные свойства.
Впервые соединения тяжелых
металлов стали использовать для лечения в буддийских монастырях. Позднее в Индии
лекарства неорганического происхождения применялись очень широко; их
приготавливали искусственно, главным образом сернистые соединения.
Особое положение заняла ртуть. Прафулл Чандра Рей, написавший историю индийской
химии, приводит такую цитату из старого медицинского трактата: «Ртуть является
тем, что может дать телу силу сопротивления и бессмертие». Черная сернистая
ртуть считалась почти универсальным средством, ее прибавление ко всем лекарствам
было обязательным. Полагали, что снадобья, содержащие золото, дают жизненную
силу, а свинец надежно предохраняет против колдовства.
Китайцы познакомились с индийской
медициной и многое позаимствовали из нее.
Главную цель китайские лекари видели в приготовлении жизненного эликсира,
который бы удлинял жизнь на долгие годы, восстанавливал здоровье безнадежно
больных и возвращал молодость дряхлым старикам. Именно такими свойствами
обладал, по словам придворного врача Ко-Хунга (IV в.), полученный им путем
кипячения киновари напиток. Для приготовления эликсира считали также пригодными
и мышьяковистые минералы АэБ (реальгар — от арабского «рахдж аль гхар», что
означает «пыль пещеры») и АэгЗз (аурипигмент). Поскольку все эти соединения
очень ядовиты, то нет ничего удивительного в том, что по крайней мере четыре
императора из династии Тан очень скоро распрощались с жизнью после того, как
прошли курс лечения.
Арабы перевели все важнейшие сочинения индийской медицины. Они приглашали ко
двору халифов индийских врачей и посылали способных юношей учиться в Индию.
Через арабов идеи и лекарства восточной медицины проникают в Европу вместе с
астрологией, алхимией и арабскими цифрами. Есть все основания считать, что
бурное развитие в XVI в. в Западной Европе ятрохимии 14 происходило под большим
влиянием этих идей.
Европейские алхимики жаждали получить философский камень, панацею от всех бед,
чудодейственную квинтэссенцию, помогающую от всех без исключения болезней,
средство, которое, «того, кто болеет месяц, вылечит за день, кто — год, вылечит
за двенадцать дней. Те, кто мается несколько лет, станут здоровыми за месяц» —
так представлялось алхимику Арнольду из Виллановы. В другом трактате фантазия
идет еще дальше: «Если бы только умирающий мог взглянуть на камень, то,
ослепленный красотой его и потрясенный его достоинствами, он воспрял бы, отринув
увечья, в полном здравии. Будь он даже в агонии, и тогда бы он воскрес».
Из чего же пытались приготовить универсальное средство? Да из токсичных
сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов, пользование которыми, мягко говоря,
не приводило к желаемому результату. Но опыты продолжались.
Вот выдержка из «Фауста» (в переводе И. Холодковского), в которой говорится о
лекаре-ятрохимике.
...Сидел он в черной кухне взаперти
И силился бальзам целительный найти,
Мешая
разных множество рецептов.
Являлся красный лев — и был он женихом,
И в теплой
жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в
сосуд перемещали.
И вслед — блиставшую лучами всех цветов
Царицу юную в стекле
мы получали:
Целительный напиток был готов,
И стали мы лечить. Удвоились
мученья:
Больные гибли все без исключенья...
А теперь комментарий к приведенному отрывку: «...Переводчик оставил символы
нерасшифрованными.
Между тем красный лев — ртуть, а лилия — вещество, содержащее хлор. Царица —
их соединение, вероятно, сулема, от которой прямо-таки неловко не отправиться к
праотцам». В Европе возлагались надежды и на питьевое золото (коллоидный
красного цвета раствор золота).
...23 апреля 1963 г. специальная комиссия Министерства культуры СССР под
председательством профессора А. П. Смирнова вскрыла захоронение Ивана Грозного в
Архангельском соборе Московского Кремля. М.М. Герасимов восстановил облик царя.
Останки исследовались также патологоанатомами, сотрудниками Научно-исследовательского института судебной медицины и другими специалистами,
советскими и иностранными.
В костях было обнаружено очень высокое содержание ртути. Причина, вероятно,
заключается в том, что Грозный часто пользовался восточными ртутными мазями, ища
облегчения от боли в суставах. Не ртутная ли интоксикация способствовала
вспышкам необузданного гнева и граничащим с безумием припадкам Ивана Грозного?
|