AUTHOR'S  PUBLICATIONS

Читать статью на английском языке

Visitors

Web Site Hit Counters

LEGAL ASPECTS OF ELECTRONIC PAYMENT SYSTEM WEBMONEY TRANSFER IN UKRAINE

In Ukraine, systems of "electronic payments" started developing at the beginning of the 2000 and today in the conditions of financial crisis and unstable bank activity began to be considered as alternative to traditional ways of calculations between physical and legal entities.

 

According to official sources, presented by the Ministry of Revenue and Duties of Ukraine, in 2011 the volume of the calculations executed by various systems of "electronic payments", made 2,5 billion UAH. On financial results of 2011 it makes twofold increase in a monetary turn in comparison with 2010. According to the most modest forecasts, the further gain of these calculations can reach 15 billion UAH by 2014.

Let's note that the turn of electronic money in Ukraine still isn't settled legislatively, and available normative legal acts often comprise many definitions which insufficiently precisely reflect an essence and the nature of systems "electronic payments".

In the international practice by the first legal status of electronic money is regulated. In particular, according to the paragraph "b" of item 3 of Art. 1 of the Directive of the European Union 2000/46/EU, electronic money means the monetary value as a special type of the right of the requirement to the organization issuer and correspond to the following three parameters:

1) fixed and stored on the electronic carrier;

2) issued for receiving money in a cost size, not smaller the emitted monetary value;

3) accepted, as an instrument of payment, others (besides the issuer) organizations.

 

Similar definition is given by the Ukrainian legislation. So, according to the item 1.2 of resolution No. 178 NBU of 25.06.2008, electronic money is defined as "the units of value which are storing on the electronic device", serving as an instrument of payment of clients of the issuer of such money and "being the liability of the issuer". Besides, in Ukraine legal status of systems "electronic payments" is regulated by:

1) the Civil code of Ukraine of 16.01.2003 No. 435-IV;

2) the Instruction about an order of opening, use and closing of accounts in national and the foreign currencies, approved by the resolution of NBU of 12.11.2003 No. 492;

3) the Instruction about clearing settlements in Ukraine in the national currency approved by the resolution of NBU of 21.01.2004 No. 22;

4) the resolution on electronic money in Ukraine, approved by the decree of NBU of 25.06.2008 No. 178 which obliges the companies issuing "electronic" money, during six months to tax on coordination of the rule of work of the systems;

 

5) Resolution "About Electronic Money", update (No. 481 resolution NBU of 04.11.10).

One of leaders on virtual monetary circulation on the territory of Ukraine is the payment system of WebMoney Transfer

To the number of the main electronic currencies of this system behave: WMZ (US dollar equivalent); WMU (hryvnia equivalent); WMR (equivalent of Russian ruble); WME (euro equivalent). Legal status of each of them is defined according to the legislation of that country which resident is the issuer of such currencies. In Ukraine issuers of electronic money are compelled to adapt the operations for the current legislation.

Today, the current legislation of Ukraine didn't define the concept of "electronic money". The only normative legal act which defines what "electronic money" is, regulates their issue, and the address in the territory of Ukraine is Resolution of NBU No.481 of 04.11.10. "About electronic money".

At the same time, according to lawyers, initial adoption of the relevant law, and then, on its basis, - Resolutions of NBU would be more logical. In this regard, for two last years in the Verkhovna Rada different parliamentary fractions repeatedly submitted for consideration the bills "About Electronic Trading", "About Electronic Commerce", etc. Unfortunately, any of them isn't accepted yet. Let's note that NBU in December, 2010 decided to suspend procedure of coordination of rules of systems of "electronic" money (the internal order No. 627 of 16.12.10) before adoption of the relevant law.

Despite not accurately regulated procedure of functioning of WebMoney Transfer system in a legislative field, it continues to develop actively. For example, in January of the current year her users had an opportunity to receive the cashed "electronic" money in any of "Ukrpochta's" offices.

The maximum sum of one transfer makes 5 thousand UAH, the number of transfers isn't limited. At implementation of transfers "Ukrpochta" raises commission charges depending on the sum of 1,2-4%. Thus the minimum amount of commission payment - 5 UAH.

Besides, at present in Ukraine there is no accurate algorithm of actions when obtaining the income of physical and legal entities through system - WebMoney Transfer, also as there is no algorithm of the taxation of the money brought to cash cards. There is only the general requirement of the tax legislation which essence is reduced to that income gained on the Internet, has to be assessed with taxes. Considering that fact that in Ukraine users of considered system are more than 2 million physical and legal entities, and the average amount of one payment makes 300 UAH, development and practical introduction of algorithm of the taxation sphere of virtual monetary circulation gains special importance in a context of performance of a problem of filling of the budget of Ukraine for 2012.

Source: Authors publication

АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Читать статью на английском языке

Просмотров

Web Site Hit Counters

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ WEBMONEY TRANSFER В УКРАИНЕ

В Украине, системы "электронных платежей" начали активно развиваться еще в начале 2000-х годов и на сегодняшний день в условиях финансового кризиса и нестабильной банковской деятельности стали считаться альтернативой традиционным способам расчетов между физическими и юридическими лицами.

 

По официальным данным, представленным Государственной налоговой службой Украины, в 2011 г объем расчетов, выполненных с помощью различных систем "электронных платежей", составил 2,5 млрд. грн. По финансовым итогам 2011 года это составляет двухкратное увеличение денежного оборота по сравнению с 2010 годом. По самым скромным прогнозам, дальнейший прирост этих расчетов может достичь 15 млрд. грн. уже к 2014 г.

Отметим, что оборот электронных денег в Украине до сих пор не урегулирован законодательно, а имеющееся нормативно-правовые акты зачастую содержат в себе немало определений, которые недостаточно точно отражают суть и природу систем "электронных платежей".

В международной практике первым регламентируется правовой статус электронных денежных средств. В частности, согласно абзацу «b» п.3 ст. 1 Директивы Евросоюза 2000/46/ЕС, электронные деньги означают денежную стоимость (monetary value), как особый вид права требования к организации-эмитенту и соответствуют следующим трем параметрам:

1) фиксируются и хранятся на электронном носителе;

2) выпускаются для получения денежных средств в стоимостном размере, не меньшем эмитированной денежной стоимости;

3) принимаются, как средство платежа, другими (помимо эмитента) организациями.

 

Аналогичное определение дает и украинское законодательство. Так, согласно п.1.2 положения № 178 НБУ от 25.06.2008 г., электронные деньги определены, как «единицы стоимости, хранящиеся на электронном устройстве», служащие средством платежа клиентов эмитента таких денег и «являющиеся денежным обязательством эмитента». Кроме этого, в Украине правовой статус систем "электронных платежей" регулируется:

1) Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV;

2) Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492;

 

3) Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22;

4) Положением об электронных деньгах в Украине, утвержденным постановлением Правления НБУ от 25.06.2008 г. № 178, которое обязывает компании, выпускающие "электронные" деньги, в течение шести месяцев подать на согласование правила работы своих систем;

5) обновленной редакцией Положения "Об электронных деньгах" (постановление НБУ №481 от 04.11.10 г.).

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ. ЦИФРОВАЯ УГРОЗА СОВРЕМЕННОГО МИРА

Одним из лидеров по виртуальному денежному обращению на территории Украины является платежная система WebMoney Transfer

К числу основных электронных валют этой системы относятся: WMZ (эквивалент доллара США); WMU (эквивалент гривны); WMR (эквивалент российского рубля); WME (эквивалент евро). Правовой статус каждой из них определяется согласно законодательству той страны, резидентом которой является эмитент таких валют. В Украине эмитенты электронных денег вынуждены приспосабливать свои операции к действующему законодательству.

На сегодняшний день, действующим законодательством Украины не определено понятие "электронные деньги". Единственным нормативно-правовым актом, который определяет, что такое "электронные деньги", регулирует их эмиссию, и обращение на территории Украины является постановление НБУ №481 от 04.11.10 г. "Об электронных деньгах".

В то же время, по мнению юристов, более логичным было бы изначальное принятие соответствующего закона, а затем, на его основании, - Положения НБУ. В связи с этим, на протяжении двух последних лет в Верховной Раде разные парламентские фракции неоднократно выносили на рассмотрение законопроекты "Об электронной торговле", "Об электронной коммерции" и т.п. К сожалению, ни один из них пока не принят. Отметим, что сам НБУ еще в декабре 2010 года решил приостановить процедуру согласования правил систем "электронных" денег (внутреннее распоряжение №627 от 16.12.10 г.) до принятия соответствующего закона.

Несмотря на не четко регламентированную процедуру функционирования системы WebMoney Transfer в законодательном поле, она продолжает активно развиваться. К примеру, в январе текущего года у ее пользователей появилась возможность получать обналиченные "электронные" деньги в любом из отделений "Укрпочты". Максимальная сумма одного перевода составляет 5 тыс. грн., количество переводов не ограничено. При осуществлении переводов "Укрпочта" взимает комиссионные в зависимости от суммы в размере 1,2-4%. При этом минимальный размер комиссионного платежа - 5 грн.

Кроме этого, на данный момент в Украине нет четкого алгоритма действий при получении доходов физических и юридических лиц через систему - WebMoney Transfer, также как нет алгоритма налогообложения денежных средств, выводимых на банковские карты. Есть только общее требование налогового законодательства, суть которого сводится к тому, что доходы, полученные через Интернет, должны облагаться налогами. Учитывая тот факт, что в Украине пользователями рассматриваемой системы являются более 2 млн. физических и юридических лиц, а средний размер одного платежа составляет 300 грн., разработка и практическое внедрение алгоритма налогообложения сферы виртуального денежного обращения приобретает особую важность в контексте выполнения задачи наполнения бюджета Украины на 2012 год.

Источник: Авторская публикация