БИБЛИОТЕКА

Просмотров

Website Hit Counters

ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Конспект лекций

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 4.8. МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ В ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ

Религиозный мир - вопрос национальной безопасности

Справка. Случаи нападений и убийств имамов и муфтиев в России.

 

• 21 августа 1998 года в Махачкале в результате взрыва бомбы, заложенной на территории главной мечети города, был убит муфтий Дагестана Сайдмухамед Абубакаров.

Взрыв произошел, когда джип муфтия въехал во двор мечети и начал парковаться. Машина священнослужителя развалилась на две части. Муфтий погиб на месте. От полученных ранений умер и его родной брат. Водитель в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Убитый Сайдмухамед Абдуллаев был сопредседателем Совета муфтиев России.

• 26 октября 1998 года в Октябрьском районе Грозного совершено покушение на муфтия Чечни Ахмата Хаджи Кадырова. Взрывное устройство направленного действия с дистанционным управлением сработало в 20 метрах от здания муфтията республики в тот момент, когда в этом месте проезжала автомашина муфтия. Автомашина муфтия сгорела. Муфтий и его охранники успели выскочить из горящей машины.

 

Муфтий не пострадал. Водитель ранен. Находившееся в непосредственной близости от места взрыва здание полностью разрушено.

• 26 июня 2000 года в Урус-Мартане двумя выстрелами в голову был убит имам Урус-Мартановского района Чечни Умар Идрисов. Двое преступников в масках ворвались в дом имама, где убили самого имама и стреляли в его родственника - милиционера. Однако тот остался жив и назвал имена убийц.

• 7 января 2001 года в Чечне убит имам Урус-Мартановского района Хасмагомед Умалатов. Имам скончался от семи огнестрельных ранений на пороге своего дома.

• 9 января 2001 года в Чечне убит 70-летний имам мечети селения Герменчук Магомед Хасуев. Имам был расстрелян на рассвете в собственном доме, когда он вышел на улицу для проведения обряда утренней молитвы. Хасуев более 10 лет возглавлял духовенство селения Герменчук.

• 16 октября 2001 года в селе Регита Курчалойского района Чечни бандиты расстреляли имама местной мечети Селимсолтана-Хаджи. Священнослужитель был расстрелян на улице, когда возвращался домой после молитвы.

• 19 ноября 2002 года в селении Старые Атаги Грозненского района Чечни были убиты религиозный и общественный деятель Чечни, проповедник традиционного ислама Саид-Паша Салихов и его сын Турпал-Али. Неизвестные расстреляли их во дворе собственного дома.

 

• 2 декабря 2002 года в Грозном похищен и впоследствии расстрелян заместитель муфтия Чечни Рамзан Гичикаев. В июле 2005 года обвиняемый в его убийстве полевой командир Шамсутдин Салаватов приговорен к пожизненному заключению.

• 25 марта 2003 года в Тольятти убит глава местной мусульманской общины имам-хатыб Абд уль-Карим Таджетдинов. В подъезде дома, где проживал Таджетдинов, неизвестный ударил его по голове тяжелым предметом.

• 26 июня 2003 года в Шатойском районе Чечни были убиты сын муфтия Чечни Ахмеда-хаджи Шамаева Саид-Ибрагим, глава совета старейшин селения Вашин-Дарой Алавди Алсабаев и сын главы администрации села Габаев.

• 30 августа 2003 года в селении Элистанжи во дворе своего дома расстрелян муфтий Веденского района Чечни Шаиман Мадагов. По данным следствия, убийство совершила банда Хусейна Гакаева.

• 26 июля 2007 года в Махачкале был подорван автомобиль заместителя муфтия Дагестана Урмагомеда Рамазанова. Помимо Рамазанова, погиб один из сопровождавших его людей, еще один был ранен.

• 29 сентября 2007 года в селе Губден Карабудахкентского района Дагестана был расстрелян имам Нурмагомед Гаджимагомедов, отправлявшийся на утреннюю молитву.

• 7 марта 2008 года имама городской мечети Хасавюрта Мухаммеда Гебекова расстреляли неизвестные в тот момент, когда имам выходил из мечети на улице Горького. С тяжелейшими ранениями он был доставлен в городскую больницу.

• 24 июля 2008 года было совершено покушение на убийство заместителя муфтия Ингушетии Камбулата Зязикова. Неизвестные, передвигавшиеся на белом автомобиле "ВАЗ-2107" несколько раз выстрелили в Зязикова, который ехал на своей машине по улице Алхан-Чуртская муниципального округа Барсукинский города Назрань. В результате Камбулат Зязиков получил несколько огнестрельных ранений средней тяжести и был доставлен в больницу, где его срочно прооперировали.

• В ночь на 2 августа 2008 года в муниципальном округе Альтиевский города Назрани на улице Ахриева двое неизвестных из автоматов обстреляли дом имама местной мечети и скрылись. В результате имам и его сын получили легкие ранения.

• 29 августа 2008 года в Ингушетии было совершено покушения на имама Сунженского района Яхью Махлоева. Преступник стрелял в имама, когда тот возвращался после пятничной молитвы домой и входил в собственный дом. Пострадавший с огнестрельным ранением в тяжелом состоянии был доставлен в Сунженскую больницу.

• 2 марта 2009 года в Гамурзиевском муниципальном округе Назрани (Ингушения) неизвестные избили бейсбольной битой имама Сунженского района. Преступники остановили автомашину "Жигули" под управлением имама около дома №6 по улице Зязикова, после чего избили его спортивной битой, из автоматического оружия обстреляли его автомобиль и скрылись. Имам получил незначительные телесные травмы, ему на месте была оказана медицинская помощь.

• 2 марта 2009 года в Ингушетии в неизвестные избили председателя комитета по хаджу муфтията республики Мусу Мейриева. Нападавшие вытащили Мейриева из личной автомашины "ВАЗ-21099", после чего жестоко избили и скрылись.

Духовное состояние народа является одной из главных мишеней в новых технологиях борьбы с государством.

Задачи противника

• Разрушить элемент (семью) системы (общества).

• Выключить семью из жизни общества.

Мировоззренчески религия наделяет человека высшим трансцендентным смыслом существования: аксиологически — прививает ему ценности общежительского бытия (семейные ценности); этически — устанавливает координаты добра и зла; регуляционно — сакрализует в виде традиций оптимальные нормативы функционирования соответствующей культурной общности.

ОСТОРОЖНО! СПОСОБЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Соответственно, для того, чтобы деструктурировать государство, следует выбить из-под него фундамент религии.

Религиозные базовые основания исторически обнаруживаются фактически у каждого из современных государств

«Я, Барак Обама, торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и делать все, что в моих силах, чтобы поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов». Приносил клятву Обама сразу на двух Библиях. На одной из них в 1861 году присягал президент Авраам Линкольн, другая принадлежала Мартину Лютеру Кингу

Подавляющее большинство номинированных верующих в России в действительности имеют к религии весьма отдаленное отношение. Чаще всего под верой ими понимается собственное индивидуальное религиозно-суррогатное мировидение, не относимое ни к одной из известных конфессиональных практик. В этом позволяют убедиться социологические опросы на предмет выявления степени воцерковленности россиян. Подлинная численность православной паствы в России не превышает 7% населения.

По данным на 2003 г., в России за постсоветский период ее истории получило распространение до 500 (700) новых религиозных движений, охватывающих 800 тыс. адептов (5 млн.).

В 1990 г. в СССР закон «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий».

В 1997 г. после признания «опасных последствий воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России», была частично ограничена посредством принятия ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Лейтмотивом внесенных изменений стало лишение конфессий, имевших срок распространения в России менее 15 лет, существовавших прежде налоговых преференций и права аренды помещений.

Б.Н. Ельцин, под предлогом противоречия думского законопроекта конституционному праву, первоначально наложил на него вето. Но все-таки в дальнейшем смягченный вариант, вопреки оказываемому внешнему и внутреннему давлению, был им подписан.

Получив распространение в России с 1991 г., по истечении нескольких лет при покровительстве представителей высшего эшелона власти российские объединения «Аум Сенрике» насчитывали в своих рядах втрое больше адептов, чем в самой Японии. Институциональным прикрытием последователей Секо Асахара явился учрежденный по инициативе М.С. Горбачева при финансовой и организационной помощи секты Российско-японский университет (первоначально — Российско-японский фонд). Горбачевские симпатии к аумовцам разделялись и Б.Н. Ельциным, приравнявшим специальным Указом от 13 ноября 1991 г. сотрудников университета к «категориям работников органов государственного управления».

Непосредственным покровителем «Аум Сенрике» в высшем российском государственном руководстве выступил, как показало судебное расследование, глава Экспертного совета при Президенте РФ Олег Лобов. Именно он организовал коммуникацию секты с некоторыми российскими оборонными предприятиями, следствием чего явилось получение аумовцами соответствующих технологических разработок для производства использованного в токийском метро газа — зарина. В арсенале сектантов в дальнейшем были также обнаружены боевой вертолет и газовый анализатор российского производства. С лидером секты Секо Асахара встречался не только О. Лобов, но и другие видные представители государственного истэблишмента России — вице-президент А. Руцкой, спикер парламента Р. Хасбулатов, руководитель «Останкино» Е. Яковлев, ректоры ведущих московских вузов (МГУ, МГИМО, МИРЭА, МИФИ). Для созданного под эгидой «Аум Сенрике» симфонического оркестра предоставлялась площадка спорткомплекса «Олимпийский». Сам Асахара выступал с трибун Кремлевского дворца съездов и конференц-зала МГУ.

Не менее масштабное влияние на российский истеблишмент на рубеже 1980-1990-х гг. оказывала «Церковь объединения», более известная как секта Муна. Глава организации Сан Мен Мун был лично приглашен в СССР в 1989 г. М.С. Горбачевым в статусе государственного гостя.

Сотрудничество Мун — Горбачев (в частности, по линии Горбачев-фонда) продолжилось и после отставки последнего. Помимо экс-президента СССР, среди участников мунитских форумов фигурируют и такие, связанные с определенным политическим спектром персоны, как А. Яковлев, Г. Попов, С. Шушкевич. Экспертами утверждается, что для привлечения «сильных мира сего» мунитами активно используется практика предоставления сверхкрупных гонораров.

В 1992 г. конференция «Церкви объединения» проводилась в основном за счет организационных ресурсов Министерства образования, обеспечившего участие в конференции делегатов от отделов народного образования 60 российских городов.

Своеобразной точкой триумфа деятельности «Церкви объединения» стало внедрение с 1993 г. в образовательную программу для старшеклассников специально разработанного мунитами курса «Мой мир — и я». Преподаванием данного предмета было в короткий срок охвачено более 2 тыс. школ России. В Республике Калмыкия курс «Мой мир — и я» был одно время установлен даже в качестве обязательной дисциплины. Особого внимания с позиций национальной безопасности заслуживает также подготовка мунитами специального учебника для военнослужащих «Внутренний мир солдата». Решение о его создании было принято на конференции, проведенной совместно «Церковью объединения» и Высшей гуманитарной академией ВС РФ.

Госдеп США вступился за ваххабитов, иеговистов и сайентологов в России. Москва. 16 января 2013 г. ИНТЕРФАКС - Комиссия Госдепартамента США по международной религиозной свободе в очередной раз подвергла критике ситуацию со свободой вероисповедания в России. В Госдепе выразили сожаление, что до сих пор не прошли регистрацию в России иеговисты и сайентологи. Докладчики также указали на то, что у "Свидетелей Иеговы", мормонов, пятидесятников, старообрядцев, "православных", не входящих в Русскую православную церковь, возникают сложности с возведением культовых зданий и арендой помещений для богослужений.

Под влияние деструктивного культа может попасть ЛЮБОЙ человек. Все зависит от психологического состояния (стресс), например, первый раз в новом городе.

Манипулятивное воздействие на личность изучается в разделе социальной психологии (см. Роберт Чалдини, Роберт Лифтон, Филипп Зимбардо, Стивен Хассен).

Эксперимент Леона Фестингера. Теория когнитивного диссонанса

Как отличить деструктивную организацию?

• В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.

• Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.

• Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

• Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр».

• У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

• Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

• Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.

• Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.

• Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.

• Ты должен немедленно стать членом группы.

• Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.

• Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые» отношения, так как они препятствуют твоему развитию.

• Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...

• Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.

• Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.

• Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, будь осторожен!

В отличие от традиционных религий мышление в деструктивных культах является способом биполярного видения мира: черное и белое, спасенное и осужденное, добро и зло. В этом мире нет места для полутонов. Лица и движения с таким типом мышления автоматически воспринимают себя в «белой, спасенной, доброй» категории.

Контроль сознания в культовых организациях

Если вы можете заставить человека вести себя так, как вы этого хотите, вы можете заставить его поверить в то, что вы хотите!

Внезапные, резкие перемены среды могут сделать человека особенно подверженным влиянию и привести его к неожиданным и глубоким переменам мироощущения, системы ценностей и веры. Движение может длительно контролировать своих членов, используя:

• Изоляцию. Если вы физически отделены от общества и привычного окружения, вы можете утратить собственное ощущение действительности.

• Социальное групповое давление. Если эксплуатируется присущее вам от природы чувство принадлежности к социуму, вы можете начать подавлять в себе сомнения в идеях группы или сопротивление им, которые вы выразили бы в других обстоятельствах.

• Вину. Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением «грехов» вашей прошлой жизни.

• Страх. Лояльность группе и подчинение ее правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений.

• Бомбардировку любовью. Чувство единой семьи и принадлежности может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью.

• Отсутствие всего личного. Если вам не оставляют времени на самого себя, если вам нельзя побыть в одиночестве, вы можете утратить способность объективно мыслить и оценить ситуацию «со стороны», «в перспективе».

• Усталость. Если вы не получаете необходимого отдыха, вы можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться сугубо подверженным влиянию, в особенности если при этом вас постоянно ставят во все новые и новые непривычные для вас положения и предоставляют противоречивую информацию»

Рассмотрим американские организации, за свободу действия которых в России так переживает Госдеп США.

Свидетели Иеговы, 1879 г. Общество Сторожевой Башни (Watch Tower Bible). Штаб-квартира в Бруклине, Нью-Йорк. Основатель - Чарльз Т. Рассел. 20 лет назад в России было 40 тыс., сегодня - 160 тыс.

Литература «Свидетелей Иеговы».

Деятельность «Свидетелей Иеговы» запрещена в Китае, Северной Корее, Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране, Ираке и ряде других стран. Часть журналов «Свидетелей Иеговы» в России признана экстремисткой.

Мормоны: % жителей штата Юты

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints). Штаб-квартира мормонской Церкви расположена в Солт-Лейк-Сити, Юта.

Джозеф Смит - основатель. 1820 год - откровение о новой (старой) религии

В 1843 году Джозеф Смит призвал двух проповедников на миссию в Санкт-Петербург, чтобы «привнести полноту Евангелия народу той необъятной империи, которой также уготована одна из самых важных ролей...», но через год миссию отменили из-за смерти Смита.

Первое крещение в июне 1895 года в Неве!

Уличная проповедь мормонов:

• юноши «старейшины», 19-20 лет;

• по 2 (численный перевес, две головы - лучше);

• взаимный контроль;

• на 2 года (миссионеры полного дня);

• город разбивается на участки (частая смена участков и напарников);

• готовятся к поездке (язык, культура), методы общения, как отвечать на вопросы и т.д. «Руководство для миссионеров» (или методы сетевого маркетинг в действии);

• приезжают - доучивают язык (амер.-амер., рус-амер.), разбираются в своем учении уже в другой стране;

• на миссии не смотрят ТВ и не слушают радио - не тратят на это время;

• редко общаются с родственниками через специальный сайт организации;

• визовое ограничение сказалось на числе американских миссионеров;

• раньше приглашали на курсы англ. языка, которые проводили миссионеры.

Как выйти из организации?

• Нельзя конфликтовать, но можно вылечить!

• Депрограммирование: обратная промывка мозгов, 4-10 дней. Человека выкрадывали из организации. У тех, кто такое проходил - развивались фобии!

• Индивидуальное консультирование. Сложно вернуться к обычной жизни.

• Профилактика.