БИБЛИОТЕКА

Просмотров

Website Hit Counters

ФЕНОМЕН КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ВЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Солонько Игорь Викторович

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

3.2 ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Монография " Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ "Исходная базовая информация для разработки мероприятий по каждому из приоритетов обобщенных средств управления, исходя из методологии настоящего исследования, может включать в себя следующее.

 

Первый приоритет. Общественное благосостояние, долгосрочные перспективы любой из стран и даже цивилизаций существенным образом определяются господствующими в обществе нравственно-этическими ценностями и соответствующим им мировоззрением.

Мировоззрение является системой координат и отправной точкой целей развития, концепции управления. Мировоззрение определяет не только внутренние взаимоотношения в обществе, но и отношение общества к окружающему миру и характер ответного воздействия мира на это общество. В мировоззрении русской цивилизации за норму принимается равное человеческое достоинство, соборность, всечеловечность, жизнь в гармонии с природой и в ладу с окружающими людьми, общинно-коллективистские устремления. Так, например, В. С. Соловьев писал: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т. е. безнравственными.

 

Заповедь нравственного совершенства дана нам раз и навсегда в Слове Божьем, и дана, конечно, не для того чтобы мы ее твердили как попугаи или разбавляли собственною болтовнею, а для того чтобы мы делали что-нибудь для ее осуществления в той среде, в которой мы живем, т. е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности» 421. Исходя из этих представлений нами формируются цели общественно-политического развития России. На основании норм нравственности и духовных ценностей, вытекающих из нашего миропонимания, должна формироваться Концепция организации жизни общества (или его жизнестрой). При этом необходимо избавиться от навязываемых российскому обществу стереотипов мышления и стандартов западного менталитета. Так, например, явление ростовщичества, укоренившееся в социально-экономической жизни Запада, всегда осуждалось в нравственном сознании и культуре Русской цивилизации. Общество, не осмыслившее нравственной обусловленности положения дел в экономике, не имеет будущего.

 

Человечество стоит на пороге глобальных перемен в направленности своего развития. Этим переменам есть лишь единственная альтернатива — исчезновение с лица Земли биологического вида «человек разумный». Самоубийственность ныне господствующих идей единения народов в форме глобализма как нового тоталитаризма, отрицающего национальное своеобразие, дополняемых идеалами безумного потребительства, сомнений не вызывает. А потому саму возможность будущего, глобальную историю Человечества не способны формировать цивилизации, пронизанные духом необузданного потребления и насилия в любых формах. Их дни сочтены. Глобальная история будет формироваться цивилизацией, поднявшейся над схемами силового противостояния, обладающей чувством меры и пониманием миссии Человека и всего Человечества как единого многонационального и поликультурного социального организма, гармонично вписавшегося в Биосферу планеты Земля.

421 Соловьев В. С. Русский национальный идеал // Соч.: В 2 т. — М., 1989. — Т.2. — С. 290 — 291.


Россия как страна не может существовать в отсутствии национальной идеи, глобального проекта в отношении всего человечества. Многонациональная Русская цивилизация в качестве системно образующей всегда имела цель освоения генетически обусловленного потенциала развития как отдельного человека, так и сообщества людей. Такое соборное развитие в чаяниях народа всегда прогнозировалось в ладу с другими народами, с Планетой, Космосом и Богом. Эти выстраданные идеалы, если и не находили отражения в официальной идеологии, то всегда хранились в русском народном эпосе, в генетической памяти и в душе русского народа.

Весь комплекс мероприятий по обеспечению безопасности общества должен в конкретных планах выразить эту национальную идею422. Национальную идею невозможно придумать, поскольку она являет собой лексическое отражение коллективного бессознательного и хранится на бессознательных уровнях психики самого народа. Ее можно осмыслить, понять и принять. Концепции и планы, разработанные без понимания народного самосознания, как это часто происходит сегодня, бесперспективны в схемах общественного развития. Концепция, основанная на понимании многонациональной цивилизационной идеи, получит безусловную повсеместную деятельную поддержку в обществе. Она соответствует и основной государство-строительной идее России.

422 См.: Соловьев В. С. Русская идея // Соч.: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2. — С. 220 — 246; Достоевский Ф. М. Утопическое понимание истории // «Дневник писателя» за 1876 год [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravoslayie.ru/jurnal/ideas/utopichistory.htm, свободный. — Загл. с экрана; См. также творчество А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, которое наполнено русской идеей.; и др.


Адекватное объективной реальности мировоззрение широких народных слоев — это главное условие общественного концептуально-властного самоуправления русской цивилизации на первом приоритете социального управления.

Второй приоритет. Главными средствами формирования текущего состояния общественного сознания является информация о прошлом нашей цивилизации и прежде всего о дохристианском прошлом. Без этой неотъемлемой и важной части нашей истории, которая в настоящее время недостаточно глубоко и качественно раскрыта академической наукой, невозможна полноценная оценка направленности развития нашей цивилизации и ее социокультурного опыта. А потому в число первоочередных целей государственного развития должны быть включены мероприятия на уровне второго (исторического) приоритета. Самым эффективным способом противодействия информационной агрессии против Российского общества является его достоверная история. Если трактовать историю Русской цивилизации лишь с момента крещения Руси, то возможность ее вхождения в качестве фрагмента в Западную цивилизацию логична. Но если составить представление о нашем цивилизационном прошлом по событиям за последние несколько тысяч лет (как это было до реформы русского календаря Петром Первым), то мы придем к принципиально иным результатам. Так, например, академик Б. А. Рыбаков пишет: «Начало I тысячелетия до нашей эры следует считать временем, когда славянские племена Среднего Поднепровья начинают свое историческое бытиё, отстаивают свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из этих оборонительных битв.

Недаром именно к этому времени можно приурочить создание первичных форм славянского героического эпоса, дожившего до начала XX века»423. Рыбаков считает, что «совершенно необходим несравненно больший хронологический диапазон исследований», для того чтобы уйти от «примитивного понимания процесса рождения государственности» Руси424. Он аргументировано доказывает, что один из главных исторических документов прошлого Руси «Повесть временных лет» 425 летописца Нестора неоднократно переделывалась редакторами-«норманистами» в угоду политической конъюнктуре426. Поэтому объективные исследования исторического плана должны стать приоритетными.

Петербургский историк Н. Д. Козлов утверждает: «Фальсификация российской истории служит идеологическим обоснованием антироссийской внешней политики определенных сил на Западе. Миф о русской угрозе миру, о постоянной русской агрессии служит опорой для принятия антироссийских решений. На Западе неоднократно высказывались соображения относительно „несправедливого", с их точки зрения, распределения ресурсов, которых у России для нее 140 млн — неприлично много.

423 Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории / худож. К. Сошинская. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1987. — С. 26.

424 Там же. — С. 18.

425 См.: Шайкин А. «Сё повъсти времянных лът...» От Кия до Мономаха. — М.: Современник, 1989.

426 Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории / худож. К. Сошинская. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1987. — С. 15—18.


„Справедливо", по их мнению, поделить наши ресурсы в Сибири, на Дальнем Востоке и Севере между „цивилизованными" странами. Для этого нужно соответствующее идеологическое обоснование» 427.

Исторические факты не должны целенаправленно подтасовываться на потребу дня. Создание Указом Президента России Комиссии по борьбе с фальсификацией истории — это только первый шаг на пути овладения хронологическим приоритетом социального управления. Историческое описание в трудах любого автора должно быть таким, чтобы при добавлении в него в качестве иллюстраций любых других достоверных исторических фактов общая картина исторических событий не утрачивала бы своей целостности и не рассыпалась на несвязанные фрагменты. При этом речь идет не об отказе от альтернативных путей исследования, а об объективности и научной добросовестности историка-исследователя. Бесполезно пытаться обличать вымыслы о прошлом, ошибочно или злоумышленно возведенные в ранг фактов, не владея методологией исследования глобального исторического процесса как единого целого во взаимосвязи его причин и следствий. Поэтому безопасность общества на втором приоритете должна определяться, в первую очередь, мировоззрением людей, их методологической культурой мышления. Доступная, правдивая и полная история всех отраслей знания — это главное условие общественного концептуально-властного самоуправления русской цивилизации на втором приоритете социального управления.

Третий приоритет. Мероприятия по обеспечению безопасности общества на третьем приоритете должны решать задачу духовно-нравственного развития личности и сообщества людей в целом.

427 Козлов Н. Д. Национальная идея и историческое сознание // Ключ. Альманах Пушкинского центра аналитических исследований и прогнозирования. Выпуск 1. — СПб.: Химиздат, 2009. — С. 49.


Такое решение, по нашему мнению, может быть достигнуто путем преображения эпического народного мировоззрения, коллективного бессознательного в осознанную, выраженную в лексических формах новую философскую и методологическую культуру. Если обществу навязывается деидеологизация, то по умолчанию это предполагает совершенно конкретную идеологию, связанную со стиранием в новых поколениях исторически выстраданных идеалов. Результатом деидеологизации общества является разгул потребительской жестокости, более страшный, чем хищничество в природе, поскольку этот разгул подкреплён интеллектуальной мощью людей.

Безопасность общества невозможна в принципе, если не разработаны меры по государственной поддержке, развитию и охране избранной российским народом идеологии. Этой идеологией может служить идеология государствостроения Российского. Она в то же время призвана обеспечить условия для всестороннего развития человека, его биосферной и социальной безопасности, обеспечиваемой средствами внутренней и внешней политики. При этом политика, ориентированная на общественные интересы и безопасность общества, должна исключить схему подбора управленцев на узкой клановой основе, приводящую к деградации кадрового корпуса. Повышение качества и устойчивости управления должно обеспечиваться расширением кадровой базы управленцев. Государство должно обеспечить равные возможности для получения сколь угодно высокого образования детям, вне зависимости от доходов и профессии их родителей.

Главным инструментом идеологического приоритета в настоящее время являются СМИ. Это означает, что не мифическая «свобода слова» или частные владельцы СМИ должны управлять информационной политикой, а прежде всего Российское государство как ответственный перед гражданским обществом выразитель многонациональных интересов русской цивилизации. Такой механизм возможно создать только на законодательной основе, приняв соответствующий современным реалиям Федеральный закон и его последовательное правоприменение в информационной политике. Кроме того, также необходимо законодательно определить пропорции: теле — и радиовещания музыкальных произведений на русском языке и на иностранных языках, трансляцию кинофильмов отечественного и импортного производства — в пользу русской культуры, как это принято в других развитых странах. Идеология государствостроения как инструмента русской цивилизации — это главное условие общественного концептуально-властного самоуправления русской цивилизации на третьем приоритете социального управления.

Четвертый приоритет. На экономическом приоритете мероприятия по обеспечению безопасности должны исходить из Концепции самодостаточного функционирования народно-хозяйственного комплекса страны. При этом участие во всех мировых интеграционных процессах, взаимодействие с внешней средой должно быть ориентировано на дополнительное, более эффективное удовлетворение общественных интересов на базе взаимовыгодного международного сотрудничества. Россия не приемлет для себя альтернативную Концепцию развития страны лишь в качестве сырьевого придатка мировой экономики.

В сфере экономики государства могут реализовываться как схемы общественно-направленного, так и корпоративно-ориентированного (антиобщественного по своей сути) управления, характерного для современной России. Еще со времен Аристотеля шло жесткое разграничение теорий и алгоритмов экономического управления, в зависимости от реализуемых целей. При этом под «экономикой» понимались правила ведения народного хозяйства в интересах всего общества. Существовала и принципиально иная система знаний — хрематистика (от греческого хрема — богатство), в рамках которой разрабатывались теории и алгоритмы формирования богатства конкретной структуры или отдельного предпринимателя.

В настоящее время в стране отсутствует научная школа экономики в ее первоначальном понимании. Все учебники и экономические теории, развиваемые в стране, относятся в большей мере к хрематистике. Необходимо, чтобы не реальный сектор экономики обслуживал кредитно-финансовую систему, а наоборот, кредитно-финансовая система была настроена на обслуживание реального сектора экономики. При этом инструментами корпоративно-ориентированного управления выступают: сенворадж (доход, получаемый как разница между себестоимостью изготовления бумажных или электронных денежных знаков и их номиналом); ссудный процент (алгоритм узаконенного ростовщического грабежа международных и отечественных банковских кланов и корпораций); непрерывный опережающий рост тарифов естественных монополий; частно-корпоративное присвоение общенародных природных ресурсов (газ, нефть, лес и т. п.); обмен товарной массы государства на иностранные бумажные или электронные платежные средства.

По нашему мнению, для формирования общественно полезной безопасной экономической системы государственность России должна приступить к проработке следующих законодательных норм и мероприятий:

• передача функций эмиссии средств платежа Казначейству, находящемуся в составе Правительства РФ;

• обеспечение мировой устойчивости и внешней конвертируемости рубля на базе перехода от его золотовалютного обеспечения к обеспечению на базе энергетического стандарта и законодательного запрета на экспортные поставки из России за любую иную валюту, кроме российского энергетического рубля;

• законодательный запрет на получение дохода вне сферы созидания, на ростовщичество;

• законодательный запрет на повышение цен на энергоносители, на пересмотр тарифов естественных монополий в сторону повышения;

• возврат международным кредиторам аккумулированных в стране валютных накоплений на бумажных и электронных носителях методом рыночного замещения рублями;

• законодательное сохранение добытых из земли богатств в государственной собственности, перевод добывающих компаний на оплату, пропорциональную количеству и качеству их труда;

• налогово-дотационные механизмы выравнивания уровней рентабельности между различными отраслями народного хозяйства с сохранением внутриотраслевой рыночной конкуренции.

Подчинение кредитно-финансовой системы нуждам реального сектора производства — главное условие общественного концептуально-властного самоуправления русской цивилизации на четвертом приоритете социального управления.

Пятый приоритет. Средства геноцида являются серьезной угрозой для самого сохранения российского общества. Этими средствами обеспечивается дезорганизация общества и подрыв генофонда будущих поколений. Мы убеждены, что ведущее место среди всех средств такого геноцида принадлежит алкоголю и табаку. Сложившееся общественное мнение и существующее законодательство, не относя алкоголь и табак к генному оружию, учитывает акцизы, налоги на табак и водку как позитивную доходную часть бюджета страны.

ЖЕРТВЫ КАЛИБРА 7,62. ВРЕД ТАБАКОКУРЕНИЯ

Принципиально иной взгляд на эти поступления формируется с позиций общественно полезного управления.

Продукция такого геноцида должна быть источником повышенного налогообложения для финансирования как мероприятий по ликвидации наносимого обществу и природе ущерба, так и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Соответственно, за счет пивоваров и производителей водки, вин и табака должна обеспечиваться пропаганда абсолютной трезвости и здорового образа жизни.

ТЕХНОЛОГИИ СПАИВАНИЯ

Необходимо прежде всего формировать политику здорового жизненного уклада в СМИ и образовательных учреждениях на уровне государственной политики. Мировоззренческий, т. е. осознанный отказ русского народа от наркозависимости (от наркотиков, алкоголя, табака) — это главное условие общественного концептуально-властного самоуправления русской цивилизации на пятом приоритете социального управления.

Наконец, силовой, или шестой приоритет. Военное оружие — это обобщенное оружие низшего приоритета, только с его помощью в принципе невозможно обеспечить комплексное решение проблем безопасности общества. Исходя из этого обстоятельства должна быть разработана военная доктрина, определяющая роль, место и зону ответственности Вооруженных сил в современном российском государстве. Обеспечение безопасности общества на шестом приоритете должно исходить из понимания, что любое военное противостояние двух сторон решает в истории человечества интересы третьей стороны, а потому участие в военном конфликте является следствием неэффективного обеспечения проблем безопасности на более высоких приоритетах обобщенного оружия. Поэтому военно-политическое и военно-техническое состояние страны должно, прежде всего, обеспечивать гарантии предотвращения возможной внешней агрессии и надежную защиту жизненно важных интересов страны.

В обеспечение таких гарантий вырабатывается военно-политическая стратегия428 как совокупность военно-политических идей и воззрений, отвечающих политическим целям и задачам обеспечения всех военных аспектов безопасности. Военная стратегия как составная часть военного искусства должна быть тесно связана с военной доктриной государства и руководствоваться ее положениями в решении практических задач. На силовом приоритете политика государства должна обеспечивать своевременную разработку новых образцов вооружения, тактики и стратегии их использования.

Одно из направлений этой деятельности — разработка оружия и тактики его применения специально для проведения антитеррористических операций любого масштаба. Использование средств силового воздействия только лишь в качестве фактора сдерживания — главное условие общественного концептуально-властного самоуправления русской цивилизации на шестом приоритете социального управления.

428 См.: Золотарев В. А. Военная безопасность Государства Российского.— М.: Кучково поле, 2001; Анненков В. И., Лаптев В. Б., Сергеев Н. А. Национальная безопасность России (геополитические и военно-политические аспекты). — М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 2005.; Михалев С. Н. Военная стратегия: Подготовка и ведение войн Нового и Новейшего времени / Вступ. ст. и ред. В. А. Золотарева. — М.: Кучково поле, 2003. ; и др.